Найти тему
Квадрат Пифагора

Крушение самолета в Светлогорске. Секрет гибели 24х детей, 50 лет сокрытый завесой тайн .

Светлогорск, бывший Раушен, уже с прусских времен славится как известный курорт, и сегодня продолжает очаровывать своими цветущими аллеями и вековыми соснами.

аудиоверсия этого текста по нажатию ТУТ!

💰Пожертвовать каналу:

Сбер 2202203208773509
Юмани 5599002046442127

Обычно дети из местного садика не стремятся покидать игры на свежем воздухе, однако 16 мая 1972 года было исключением. Несмотря на прогнозы Калининградского гидрометеобюро о переменчивом ветре, прояснениях и тумане, с температурой в пределах от +5 до +10 градусов, небо нависло тяжелыми тучами, а холод и сырость заставляют ребятишек торопиться в тепло дошкольного учреждения, в преддверии обеденного времени.

На улице Ленина расположен необычный детский сад, выделяющийся среди остальных своим престижным негласным статусом. В это детское учреждение, которое занимало уютный двухэтажный особняк, ограниченное количество мест – всего 25 – делало его особенно желанным для жителей города. Спрос был высоким, и не каждому удавалось устроить туда своего ребенка, ведь это место давно уже стало символом статуса. Среди родителей, чьи дети посещали этот сад, были люди весьма уважаемые и занимающие высокие должности: главврач, начальник милиции, руководитель ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, работник суда Светлогорского района и прочие.

Тамара Янковская, повариха садика, за считанные минуты до начала обеденного времени, уже заканчивала накрывать на стол. После приема пищи детей ждал тихий час : время отдыха и восстановления сил.

Под управлением оперативного дежурного КП авиации, подполковника Ваулева, который также дал разрешение на выполнение миссии, военный самолет Ан-24 поднялся в воздух с аэродрома Храброво ровно в 12 часов 15 минут, на борту которого находились шесть военных летчиков и два инспектора, отправлявшиеся выполнять инспекционное задание на радиотехнические объекты ВВС Балтийского флота в поселке Коса. Полетное задание усложнялось наличием густого тумана над морем.. Во время полета, воздушное судно достигло необходимой высоты и продолжило свой маршрут в направлении точки расположенной возле Зеленоградска. После успешного маневра над водной гладью и установления судна на нужный курс, самолет направился к мысу Таран.

АН-24
АН-24

Когда Ан-24 находился над морем на этапе своего полета, Вилор Гутник, командир летательного аппарата, сообщил базе о решении снизить высоту полета до 150 метров над уровнем моря, хотя изначальный план предполагал полет на уровне 500 метров. Задача, стоящая перед бортом, была довольно простой, тем не менее, после пролета над Зеленоградском, самолет потеряли с радаров.

-3

Спустя 15 минут после взлета, Ан-24 оказался в области густого тумана, при этом держась на опасно низкой высоте. С высотомером, отображающим 150 метров, самолет в действительности был всего в 42 метрах от земли и столкнулся с вершинами сосен, в результате чего потерял часть крыла. Ошибочные показания высотомера не соответствовали действительности, ведь от основания острого утеса до макушки деревьев протянулось не больше 85 метров. Схематически было точно зафиксировано, как самолет сходит с курса и падает после столкновения с прибрежными соснами.

Из-за недальновидного решения ВВС ВМФ, принятого накануне трагедии, было решено заменить высотомеры ИЛ-14 аппаратурой от АН-24, что, как выяснилось позже, вело к отклонениям высоты до 60-70 метров. Это и стало причиной неверного определения высоты. Когда самолет начал падать, на земле его заметили редкие посетители парка и группа школьников, которые на тот момент завершали занятия по физической культуре на городском стадионе. И уже через примерно 200 метров после того, как самолет был замечен свидетелями, здание детского сада встряхнул мощный удар от падения машины.

Обломки самолета, потерявшего крылья и шасси в падении, с высокой скоростью врезались во второй этаж, став причиной мгновенной смерти всех находившихся внутри. Из кабины, которая лежала около разгорающегося здания детского сада, было видно, как руки пилота все еще крепко держали штурвал, несмотря на то, что он уже был мертв.

-4

Сбер 2202203208773509
Юмани 5599002046442127

аудиоверсия этого текста по нажатию ТУТ!

Авария унесла жизни не только пилотов, но и пассажиров: многочисленные погибшие, среди которых находились дети и воспитатели, были невинными жертвами катастрофы. Пламя, подпитываемое авиационным топливом, вспыхнувшим от столкновения, быстро распространилось, не оставив шанса на выживание . В то время как огонь схватывал тех, кто оказался поблизости, детский сад вместе с разлетевшимся на куски самолётом горел как бумага; на обочине дороги, где еще дымилось пламя, был обнаружен второй пилот - борьба ветра с огнем время от времени окутывала его и раздувала. Весь экипаж, инспекторы, дети и работники заведения, оказавшиеся в тот злополучный час, включая 24 ребенка и повариху, встретили свою судьбу в огне под завалами здания.

-5

Двумя первыми жертвами происшествия стали школьницы последних классов, Татьяна Ежова и Наталья Цыганкова. Они гуляли возле детского сада, когда самолет, ударившись о здание, распылил на них авиатопливо. От внезапного вспышки они оказались в пламени, но чудом остались в живых.

Практически одновременно на место аварии срочно приехали бригады пожарных, военные морского флота и курсанты школы милиции. За несколько часов они сформировали тройное кольцо охраны. Вооруженные военные, крепко держась за руки, с трудом сдерживали отчаявшихся матерей, которые стремились пробраться к месту, где в страшном пожаре погибли их дети.

С трудом им удалось отодвинуть их на расстояние, которое можно было считать безопасным. По краю дороги на угольно-черном от сажи травяном покрытии развернули белые покрывала, на которые спасательные команды стали аккуратно складывать десятки останков тел детей, изъятых из-под обломков. Несколько человек не выдерживали ужаса зрелища - они зажмуривались или отворачивались, некоторых тошнило, а кто то даже терял сознание.

-6

Власти объявили режим ЧС на день в Светлогорске, вводя блокпосты вокруг города и разрывая линии телефонной связи. В процессе разбора завалов и поисков останков жертв, сотрудники КГБ предпринимали все возможное, чтобы предотвратить утечку информации среди населения. Отменялись пригородные электрички, идущие из Калининграда, и блокировались дороги. Остатки самолета, части разрушенного здания и тела погибших погружали на грузовики, которые спешно отправляли в отдаленные районы.

Весь Светлогорск остался без электроснабжения в результате разрушения Ан-24. Горожанам запретили не только уезжать из города, но даже покидать пределы своих жилищ.

Вечером у берега несли службу отряды милиции и народной дружины, так как существовал риск, что кто-то из семей погибших может попытаться покончить с жизнью. Работы по уборке обломков и нахождению тел продолжались вплоть до поздней ночи. В последующем станет известно, что обломки здания были вывезены на свалку на окраине города. В течение продолжительного времени поблизости от неё продолжали находить сожженные детские книги и игрушки, а также элементы военного оснащения. Как только последний грузовик покинул городские пределы, место, где ранее находился детский сад, было выровнено и покрыто газоном, чтобы засеять землю и скрыть знаки недавней катастрофы от взглядов посторонних. Решено было устроить на этом месте большую цветочную клумбу.

— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Некоторых удалось идентифицировать по частям одежды, например, Татьяну Жаворонкову можно было узнать по куску платья синего цвета. Сообщалось, что у её отца произошёл инфаркт после новостей о происшествии. Андрей Шабашов, шестилетний мальчик, был найден в руинах последним и погиб практически случайно, так как в тот день он не был в детском саду из-за воспаления уха. Бабушка утром отвела его к доктору, и они проходили мимо детского сада по пути домой, где и работала мать мальчика. Заметив маму, Андрей бросился к ней, и в эту же минуту самолёт Ан-24 врезался в здание.

Оле Коробовой, которой было семь лет, повезло больше . Она переболела ангиной и уже восстановилась, планируя вернуться в детский сад во вторник. Тем не менее, поскольку у ее мамы 16 мая был еще один день отдыха, мать решила позволить Оле остаться дома еще на один день. С Ирой Голушко случилось нечто похожее.

Сотрудницы детского сада Тамара Янковская и Антонина Романенко, а также Юлия Ворона, которая в тот день зашла навестить подругу случайно, были госпитализированы с серьезными ожогами в военный госпиталь. Их посещали не только родственники, но и сотрудники КГБ, которые были готовы оказать всяческую помощь в обмен на их молчание.

К несчастью, Романенко скончалась вскоре не приходя в сознание. Янковская ушла из жизни спустя шесть месяцев, тогда как Ворона единственная из врослых которая сумела выжить.

Разумеется, несмотря на усилия властей и спецслужб, о трагедии знал каждый житель Светлогорска. Профессиональный рыбак Вячеслав Симонов живет там с 1960 года. Во время авиакатастрофы он ловил кальмаров у берегов Аргентины.

«Когда вернулся с промысла на базу, ребята уже все знали, обсуждали беду, — рассказал он . — Был взрыв от горючего, долго еще горело. Но военные все быстро убрали. Когда я побывал на месте, там уже не осталось никаких следов. Некоторые родители погибших детей уехали из Светлогорска, другие остались здесь жить. Читал, что взрослые массово кончали с жизнью. Это, конечно, бред. Ходили слухи, что кто-то умер от горя, что у женщин случались приступы. Долго еще не отпускали душевные раны. Но время лечит, по прошествии полувека это уже не так влияет на психику».

В советских газетах о происшествии ничего не писали. Информацию передавали из уст в уста: люди знали, что самолет упал на детский сад, и погибли дети. Чуть позже прошел и слух о том, что на месте сгоревшего детского сада разбили клумбу. Других сведений не было, открыто о причинах катастрофы заговорили только в начале 1990-х годов.

Стало возникать много легенд о том, что летная команд была недостаточно опытной и самолет был неисправен. Присутствовали так же слухи, что команда Ан-24 отвлеклась из-за наблюдения за нудистами на пляже. Существует так же версия, что перед вылетом пилоты употребляли алкоголь.

В течение полувека эксперты анализируют решение, принятое Вилором Гутником, командиром летательного аппарата, в самые сложные моменты перед аварией. Существует допущение, что ему почти удалось избежать бедствия, но не хватило считанных секунд. Когда машина покинула область тумана и ситуация стала проясняться, капитан попытался изменить курс, потянув штурвал на себя. Но из-за ограниченной маневренности Ан-24, Гутник оказался не в состоянии скорректировать траекторию вовремя.

К моменту происшедшей катастрофы, опыт пилота Гутникова был без малого 5000 летных часов. Гутник был признан одним из самых квалифицированных летчиков своего отряда. Владимир Писаренко, бывший военный летчик, отозвался о нём так: «Вилор Ильич принадлежал к асам летного искусства. Он был не только умный и дисциплинированный, но и внимательный к деталям в своей работе. И его команда всегда была одной из самых сильных».

Заслуженный летчик-испытатель России и эксперт Межгосударственного авиационного комитета Владимир Бирюков поделился мнением, что быстрый и удобный в управлении Ан-24 часто являлся первым самолетом, на котором начинают летать выпускники летных школ. Он также упомянул, что турбо пропеллерные двигатели данного самолета за время их долгой службы проявили себя как действенные и надежные устройства. Несмотря на это, в рассматриваемом инциденте произошел непредусмотренный сбой.

«Обычно полет проходит по стандартному давлению 760 миллиметров ртутного столба ,а при заходе на посадку используют так называемое давление относительно аэродрома — QNH, — объяснил Бирюков. — Они это давление либо установили неправильно, либо не установили его вовсе».

Владимир Воронов, родом из Калининградской области, исследователь местной истории и авторитет в области истории Светлогорска, а также эксперт в сфере аэронавигации, поддерживает эту точку зрения. Он однажды упомянул , что на борту самолета предусмотрены два вида высотомеров: радиовысотомер и барометрический высотомер, который рассчитывает высоту полета, основываясь на атмосферном давлении. В случае отказа одного из них, второй продолжит показывать актуальную высоту. Видимо, была допущена ошибка в установке атмосферного давления по данным для местности .

«Собирая материал для своей книги, я поднял все документы, изучил журнал авиационных происшествий, — говорит Воронов. — Самолет выполнял учебный полет с целью проверки радиотехнической системы. Когда самолет летел над морем на высоте, допустим, 100 метров, видимость была плохая, и летчик не видел берега. При этом неправильно выставленный высотомер показывал неверную высоту. Летчик ориентировался по нему, считая, что летит на высоте больше 100 метров. Высота обрыва — порядка 50 метров, высота сосны — примерно столько же. Что получается? Не видя земли и думая, что имеет еще 100 метров в запасе, летчик подлетает к берегу, перед ним резко появляется сосна, и он за нее цепляется. Ошибка при установке барометрического датчика привела к катастрофе».

В ходе расследования, проведенные эксперименты показали, что команде Гутника приходилась работать с информацией с неточностью в 60-70 метров. Свидетельства жителей населённого пункта указывали на то, что Ан-24 едва не соприкоснулся с колесом обозрения, пролетев на опасном расстоянии. Соприкосновение могло привести к еще большему числу жертв.

В связи с этим инцидентом уголовное дело не было возбуждено, и отчёт о результатах следствия не был опубликован, несмотря на это, 40 военнослужащих все же были сняты с занимаемых должностей по распоряжению Министерства обороны.

В 2012 году один из военных пенсионеров, Михаил Слободчиков, обратился в редакцию калининградского издания «Новые колеса».

Слободчиков настаивал на том, что в 1972 году он служил в составе 263-го авиационного полка и был частью команды на борту Ан-24. Он утверждал, что согласно плану должен был находиться на борту самолёта во время катастрофы, но в последний момент его сменили другим бортмехаником по имени Николай Гаврилюк, который готовился к скорому отпуску. Слободчиков рассказал, что его жизнь спасло неожиданное обстоятельство: командир полка повредил свою машину «Волга», врезавшись в дерево, и поручил ему отремонтировать автомобиль.

Согласно его словам, ему наложили 30-летнее ограничение на распространение информации о данной трагедии.

Когда отведенный ему период времени ограничений истек, он почувствовал, что имеет моральное право рассказать, что по его мнению, имело место быть в Светлогорске в то время. Он настаивал на том, что в свете серии нелегальных пересечений советских границ малыми иностранными самолетами, военное руководство приняло решение осуществить инспекцию всех радиолокационных установок прибрежной наблюдательной системы для выяснения, каким способом воздушные суда из других стран попадали в СССР. Вследствие этого капитан Гутник и его команда не стали откладывать полет из-за неблагоприятных погодных условий, поскольку необходимо было проверить, способен ли самолет оставаться невидимым на чрезвычайно низкой высоте.

«Ан-24 очень тяжелый, весит 21 тонну, — рассказывал он. — Когда штурвал резко тянешь на себя, он сначала немного проседает. На большой высоте он незаметно просел бы и ушел вверх. А тут... Стал рубить на своем пути все — деревья, кустарник... Зацепил хвостом землю. Крылья отломились. Фюзеляж врезался в садик, снес второй этаж, все там завалил. Вылился керосин... Самолет сгорел полностью. Алюминий пылал как бумага»

Слободчиков подтвердил слухи о том, что при вскрытии у пятерых членов экипажа обнаружили в крови алкоголь. Военный пенсионер считает, что результаты экспертизы скрыли намеренно, чтобы родственники погибших получили компенсацию, а начальство избежало слишком жестких последствий.

Но так же считается, что советские летчики не могли сесть в самолет пьяными. Впрочем, Владимир Бирюков допускает, что они могли выпивать накануне.

«Вопрос не имеет однозначного ответа, — отметил эксперт. — Все зависит от совести расследователей. Допускаю, что в крови могли быть обнаружены остатки алкоголя. У многих же [водителей автомобилей] бывает, что выпил, а на следующий день надо садиться за руль. В крови алкоголь еще есть, но чувствуешь-то ты себя уже нормально, нормальная реакция. А то, что они выпили непосредственно перед полетом и полетели пьяные, это крайне маловероятно, как пожар во время наводнения, когда еще и жена изменяет. Вполне может быть, что в официальных документах [факт наличия алкоголя в крови] скрыли или не отметили. Но, повторюсь, на состояние летчиков выпивка суточной давности повлиять никак не могла. Перед каждым полетом [летчики] проходят медицинский контроль. Не на предмет определения алкоголя, а вообще».

Бирюков также подчеркнул, что в то время авиаторы выполняли полеты шесть раз в неделю, отлично разбирались в своей работе и всегда соблюдали правила безопасности.

В то же время, местный историк Воронов отверг предположение о том, что происшествие было связано с нарушением государственной границы СССР, мотивируя это отсутствием подтверждающих записей в официальных источниках.

Семьям жертв вручили гробы с метками, наложив запрет на их вскрытие. Усопшие дети и педагоги были захоронены в общей могиле на кладбище, что расположено вблизи станции Светлогорск-1. В день похорон движение транспорта было ограничено по автомагистралям, связывающим региональный центр с Светлогорском, а съемки церемонии прощания запрещены.

-7

В то же самое время прекратили курсирование пассажирские дизельные поезда, следующие из Калининграда в направлении популярного курортного населенного пункта. В качестве официальной причины был указан неотложный ремонт примыкающих железнодорожных путей, в то время как неофициально предполагалось, что это мера для снижения внимания к подробностям случившегося авиапроисшествия. Несмотря на страния властей, в день церемонии прощания с погибшими детьми, свыше 7000 человек собрались на кладбище в Светлогорске.

-8

Пилоты были похоронены на муниципальной кладбище в Калининграде. Существует предположение, что близкие усопших дошкольников решительно были против захоронения военных, которых они обвиняли в случившемся, на территории рядом с местом погребения детей.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец-то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...

-9

Через 22 года после авиакатастрофы, в 1994 году, н месте катастрофы была возведена часовня с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года»., построенный на народные пожертвования. Он украшен встроенной колокольней с шатром, а на стене у входа прикреплена памятная табличка. Внутри размещены фотографии погибших, и всегда горит свеча.

-10

💰Пожертвовать каналу:

Сбер 2202203208773509
Юмани 5599002046442127

аудиоверсия этого текста по нажатию ТУТ!