Ремонт машин многие считают сугубо мужским делом, но это не так. В преддверии 8 Марта корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с девушкой-автомехаником. Узнали, каково работать в мире сильных и мужественных и как бороться с предвзятым отношением клиентов и начальства.
Дарья Шавель окончила журфак БГУ, но любимая якобы мужская профессия выбрала ее сама. На СТО девушка попала как клиент, а через неделю уже стала практикантом-автомехаником.
— У отца был старенький BMW, в котором периодически что-то ломалось. И вот в очередной раз неисправность стоп-сигналов. Приехала в местный автосервис. Механики посмотрели машину и заявили, что нужно менять проводку и еще что-то, цена вопроса — 300 рублей. Я им говорю: поменяйте мне «лягушку» под педалью за 15 рублей, и я уеду. Они в шутку сказали: «Приходи работать». Ну я и пришла на следующий день, — рассказала Дарья.
Первое время она училась пользоваться пневмопистолетом, снимать колеса, ставить машины на подъемник, заменять моторные масла и фильтры. После ей начали доверять более сложные задачи, например обслуживание тормозной системы, замену сальников и прокладок. Дашу можно назвать механиком-самоучкой, но «корочку» она все-таки получила: прошла курсы переподготовки и повышения квалификации.
— Неприятные инциденты тоже были. Однажды чинила генератор: перебрала его и поставила на место. На следующий день позвонил клиент и говорит: «Можно, я приеду?» И я, и мой начальник перепугались. В итоге притягивают на тросе авто — под капотом все белое и жирное. Оказалось, я прикрутила плюсовой провод в неверном положении, изоляция провода перетерлась о коллектор, и он раскалился от замыкания. Изоляция провода начала обгорать, полетел пепел, а хозяин тушил провод антифризом вместо того, чтобы скинуть клемму с аккумулятора. Мы все исправили, извинились, а клиент стал постоянным, как ни странно.
На другой станции девушке предложили поработать мастером-приемщиком. Если механик непосредственно диагностирует и ремонтирует автомобиль, то приемщик — это человек, который принимает авто в работу, общается с клиентами, подбирает запасные части, согласовывает ремонт и составляет необходимую документацию.
— Журналистское образование, кстати, мое больше преимущество. Я всегда могу сложную терминологию объяснить клиенту простым языком: что сломалось и как это чинить. Но самое важное — любовь к своему делу. Любой клиент будет доверять тебе, если видит, что ты горишь тем, что делаешь.
Когда другие мастера были заняты объемными работами, Дарья предлагала некоторым клиентам свою помощь. Например, однажды обратился владелец Volkswagen Polo. Водителя беспокоила течь масляного поддона двигателя. Как объяснила собеседница, в этих машинах поддон устанавливается на герметик, прокладки там нет. Время и температура берут свое: рано или поздно на стыке появляется течь. Дарья предложила клиенту переуплотнить поддон. Хозяин авто до последнего отказывался, хотел, чтобы работу выполнял мужчина. Но под вечер все же приехал и пристально наблюдал за действиями девушки.
— Теперь мы смеемся над этой ситуацией. И да, он всем рассказывает, что ему девушка снимала поддон. Но были и остаются люди, которые принципиально не готовы воспринимать женщин на мужской работе. Уже на этапе телефонного звонка некоторые просят специалиста другого пола. Когда говоришь, что ты мастер, задают вопросы: «Да что вы понимаете?», «Как вы можете быть мастером?» или «И что, даже запчасти подберете?!» — прокомментировала собеседница.
Отдельные вопросы у мужчин возникают из-за маникюра: мол, как с такими ногтями можно что-то сделать. А Даша объясняет, что ногти помогают ей держать даже самые маленькие гайки.
— Мои клиенты каждый раз в шоке от моих ногтей. Что поделаешь, я не боюсь со свежим маникюром залезть в грязь или мазут. Это моя работа. Я подписана в соцсетях на одну девушку — у нее очень длинные ногти, но она с легкостью меняет колеса и копается в двигателе. Вот это уровень! У меня средняя длина, не мешают.
Дарья спокойно реагирует на предвзятость клиентов и руководства. С улыбкой отмечает, что родилась не в том году и не в том теле. Но подчеркивает, что быть девушкой не так уж и плохо.
— Чтобы добиться того же статуса, что и мужчина, мне приходится знать и делать в 100 раз больше. От этого мой профессиональный уровень только растет. У парней же есть все шансы управлять станцией просто потому, что они родились мужчинами. Пример тому — моя прошлая работа. Я год управляла станцией на шесть рабочих постов. Было сложно, но относительно точки старта мы даже вышли в небольшой плюс. Однако учредителю этого показалось мало, он пригласил другого человека на ту же должность, — рассказала Дарья. — Меня сменил человек, который, очевидно, не чинил автомобили своими руками. Думаю, вряд ли можно полноценно оценить работу механика и верно подобрать запасные части, если ты не до конца понимаешь все процессы. С этого СТО я ушла принципиально после слов «Вы не стоите названной вами заработной платы».
Долго без дела девушка не сидела. Стоило ей объявить в социальных сетях, что ищет работу, как за два дня появилось шесть предложений. Сейчас Даша продолжает работать мастером-приемщиком:
— Я не гонюсь за деньгами, но знаю себе цену. Работу выбираю для души. На новом месте моя зарплата ниже. Но разве это важно, если я работаю в идеальной команде? Моральный комфорт бесценен.
На вопрос: «Как отмечаете 8 марта?» — девушка усмехнулась и спросила: «А надо ли его отмечать?» Для нее этот день не является праздником любви и весны. Это скорее напоминание о женской силе.
— Я не люблю цветы для галочки. Поздравления в духе: «Ты наш цветочек», «Оставайся такой же нежной и красивой» — больше раздражают, чем радуют. Отношение к девушкам как к слабому полу каждый раз заставляет меня задуматься. Да, может, физической силой я уступаю мужчинам, но я хороший специалист в своем деле.
Последний год для Дарьи был непростым. Ей пришлось целый месяц работать на станции одной: все сотрудники оказались на больничном. Она не могла отказать клиентам, особенно транспортным компаниям, для которых день простоя влетает в увесистую копеечку.
— Чинила все сама. При этом весь год боролась с онкологией. Мне диагностировали лимфому четвертой стадии. Некоторые близкие люди отвернулись от меня, поэтому моральной поддержки или финансовой помощи я не получала. Приходилось работать, чтобы оплачивать себе анализы и таблетки. Не думаю, что мужчины, говорящие мне, что я слабая, смогли бы после 6 курсов химиотерапии и 15 сеансов лучевой терапии выходить на работу и физически справляться с ремонтом машин.
Даже интересно, о чем мечтает такая сильная интересная девушка.
— Моя маленькая мечта — прийти в автоспорт. Очень вдохновляет Мишель Мутон — известная французская автогонщица. И вряд ли кто-то осмелится заявить, что женщинам не место среди машинок, глядя на такую значимую фигуру.
Справочно
М. Мутон — единственная женщина-пилот, которой удалось стать призером чемпионата мира по ралли, чемпионата Европы по ралли и победительницей гонки по подъему на гору Пайкс Пик. Также она единственная женщина, выигрывавшая на этапах чемпионата мира по ралли.
Фото автора