1918 год стал самым насыщенным на политические события для Баку.
За короткий период в полгода, власть в городе менялась трижды:
- сначала, ее взяли большевики и дашнаки, провозгласив Бакинскую Коммуну;
- потом, меньшевики, эсеры и опять дашнаки (при поддержке британцев) — Диктатура Центрокаспия;
- затем, была образована Азербайджанская Демократическая Республика при поддержке турков.
Первый и третий период достаточно хорошо освещены, а вот о втором, почему-то не очень любят вспоминать.
Это тем более удивительно, что несмотря на свой непродолжительный срок пребывания в Баку, фотоматериалов о британской оккупации очень много. Причем достаточно хорошего качества (все-таки "белые люди", у них и аппаратура соответствующая).
Исторические предпосылки
Молодому советскому государству позарез нужна была нефть и огромные средства, аккумулированные в бакинских банках и у столичных миллионеров. Взялся за эту задачу, по указанию Ленина, Степан Шаумян.
Войдя в союз с дашнаками, на волне мусульманских погромов, 28 апреля 1918 года большевики взяли власть в Баку в свои руки.
Однако удержать в своих руках столь лакомый для всех кусочек они не могли. Поэтому по рекомендации из Смольного готовы были поделиться частью нефти и доходов с Германией, которая уже обосновалась в Тифлисе.
Это нейтрализовало опасность со стороны Германии, но тут включились их союзники — турки, направившие пятитысячный корпус Нури-паши на Баку.
Великобритания, которая входила в противоположный лагерь, и сама давно строила планы насчет Баку, тут же активизировалась.
Так вкратце обстояла геополитическая обстановка, когда первое британское соединение прибыло в бакинский порт.
Британцы в Баку 1918 года
Со временем это как-то подзабылось, да и никогда особо не освещалось, но англичане дважды оккупировали Баку.
Первый раз в городе высадился британский корпус Денстерфорс во главе с генералом Лионелем Денстервилем, второй, части под командованием генерала Уильяма Монтгомери Томсона.
Корпус генерала Денстервиля
Кроме бакинской экспедиции генерал ничем не отличился на военной ниве, зато был знаком с Киплингом и писал дневники (в том числе и о событиях в Баку).
Лионель Денстервиль учился вместе с Редьярдом Киплингом в колледже Юнайтед Сервисес, образовательном учреждении, готовившем молодых британцев к службе в армии. Стал прототипом персонажа «Сталки» в романе Киплинга «Сталки и компания».
4 августа 1918 года, первые суда с частями британского корпуса прибыли в Баку.
Корпус состоял из трех батальонов (около 1 тыс. чел.), 16 орудий полевой артиллерии и трех бронеавтомобилей + ему были приданы 2 аэроплана.
В задачу Денстервиля входило удерживать под контролем порт Баку и оказывать содействие Диктатуре Центрокаспия.
Судя по всему на фото выше базовый лагерь британцев, который находился в самом начале Ольгинской.
На более современных снимках трудно распознать это место:
Вид с другой стороны:
Для бакинцев, британские солдаты были скорее заморской диковиной, чем оккупантами.
Они не вмешивались в работу гражданских властей занимаясь исключительно конвоированием порта и обучением местных военнослужащих.
Традиционно считается, что это были добровольцы, набранные из местных армян, которые боялись прихода турецко-азербайджанских войск, но я не думаю, что все было так однозначно.
Все-таки у Диктатуры Центрокаспия, которая у многих отождествлялся со старым имперским режимом, было много сторонников среди всех слоев населения.
Это видно и по людям на фотографиях.
Впрочем, "мирная" жизнь британцев продолжалась не долго.
26 августа 1918 года к Баку подошла Кавказская исламская армия, состоящая из корпуса османских регулярных войск под командованием Нури-паши и войск АДР.
Битва за Баку
Когда говорят о важности силы духа и уверенности в собственной правоте в военных сражениях это не просто слова. Битва за Баку полностью подтвердила правомерность этих тезисов.
Судите сами:
- наступавшие имели семитысячный азербайджанский корпус, 4000 турецких бойцов и 3000 других кавказских иррегулярных частей;
- в состав оборонявшихся входили оставшиеся подразделения Бакинской Коммуны (экс-командующий Григорий Корганов), дашнаки и соединение Якова Багратуни, силы Диктатуру Центрокаспия под командованием генерала Георгия Докучаева и британцы Денстервиля.
Выглядело это так:
Удивительно, что хотя бакинские комиссары были арестованы еще 1 сентября (по обвинению Диктатуры Центрокаспия "в жестоком подавлении антибольшевистских выступлений в марте 1918 года, в ходе которого были убиты около 10 тысяч человек"), Советы становятся на сторону Диктатуры, лишь бы в Баку не пришла АДР.
Боясь включения Германии, они юридически оформляют с ней договор.
27 августа 1918 года между РСФСР и Германией был подписан добавочный договор к Брест-Литовскому мирному соглашению, статья 14 которого гласила:
"Германия не окажет поддержки никакой третьей державе при возможных на Кавказе вне пределов Грузии или округов, упомянутых в абзаце 3-м статьи IV мирного договора, военных операциях. Она окажет своё воздействие, чтобы на Кавказе боевые силы третьей державы не перешли следующей линии; Кура от устья до селения Петропавловское, затем по границе Шемахинского уезда до селения Агриоба, затем по прямой линии до точки, на которой сходятся границы Бакинского, Шемахинского и Кубинского уездов, затем по северной границе Бакинского уезда до моря. Россия по мере сил будет содействовать добыче нефти и нефтяных продуктов в Бакинской области и предоставит Германии четвёртую часть добытого количества, однако ежемесячно не менее определённого числа тонн, которое будет ещё условлено."
И опять возникает вопрос о гибели бакинских комиссаров...
Как бы то не было, сборная солянка из любителей бакинской нефти быстро стала сдавать позиции под натиском кавказской армии.
Из сообщения штаба войск Диктатуры Центрокаспия от 6 августа:
4 августа после пятидневного упорного боя наши войска отошли на последний гребень возвышения, лежащего за г. Баку. 5 августа с рассветом, овладев высотой Патамдар, турки стали спускаться к Биби-Эйбату и постепенно его занимать. Другая их колонна подошла к Биби-Эйбату со стороны сел. Шихово. На окраине Биби-Эйбата завязался горячий бой, который окончился отходом наших войск на гребень, окружающий Биби-Эйбат с севера и востока, и к Баилову, то есть к окраине города…
5-16 августа сражения в районе Биби-Эйбата, Патамдара и Волчьих ворот приняли затяжной характер. 26 августа Кавказская исламская армия атаковала позиции англичан у грязевого вулкана. Англичане четырежды отразили атаки, но, не получив помощи от армянских подразделений, вынуждены были отойти. По словам Денстервиля, это была очень решительная атака, и если бы эти позиции занимали силы Центрокаспия, город был бы взят. По данным Денстервиля, в этом бою погибло 3 офицера и 70 британских солдат. В тот же день турецкие войска выдвинулись из Новханы и атаковали высоту к востоку от Бинагади.
В конце концов, все разбежались, оставив англичан одних.
Возмущённый дезертирством войск Диктатуры Центрокаспия, в то время как англичане гибли, обороняя город, Денстервиль направил гневное письмо Докучаеву. Тот пригласил английского генерала на военный совет, где Денстервиль заявил, что, поскольку никто кроме англичан не воюет, дальнейшее сопротивление бесполезно, поэтому англичане покидают город, а диктаторам будет лучше обсудить с турками условия сдачи города.
14 сентября, на рассвете, кавказская армия предприняла решительный штурм Баку сразу с нескольких направлений. Турецкие войска прорвали фронт в районе Волчьих ворот и заняли главенствующие высоты.
Поняв, что сопротивление бессмысленно, Денстервиль отдал приказ готовить корабли к отплытию. В 23 часа по местному времени, пользуясь темнотой, британцы тайно покинули город.
За ними бежало и правительство Диктатуры Центрокаспия.
15 сентября в Баку вошли объединенные мусульманские части.
В плен были взяты 36 офицеров (17 армян, 9 русских и 10 грузин) и 1651 солдат (1151 армянин, 383 русских, 4 англичанина и 113 человек других национальностей).
17 сентября, из Гянджи в Баку, переехало правительство Азербайджанской Демократической Республики.
После бакинский экспедиции, генерал Лионель Денстервиль пропал с радара истории...
О второй, еще более удивительной (и продолжительной) экспансии британцев (всего через месяц), в следующей части.