Идём к пониманию речи при сенсомоторной алалии. Первые осознанные звуки. Путь Агаты. Часть 1

530 прочитали

"Я так не смогу," - подумала мама Агаты, когда узнала про метод механического вызывания речи. И на два месяца погрузилась в методику эмоциональной стимуляции ребенка и попытки вызвать речь через имитацию действий окружающих. Агата бы и рада была откликнуться, но алалия не позволяла ей подражательно повторять за мамой звуки.

При моторной алалии для вызывания первых звуков речи достаточно помочь ребенку "найти" свой голос и дать ему понять, как смыкаются губы.

Дальше следует огромный, без преувеличения, пласт работы по формированию самой структуры речи. Но фундамент понимания речи у моторного алалика присутствует. У него есть живая эмоциональная связь с близкими, есть игра, в наличии указательный жест. Да и вообще всё речевое общение прекрасно заменяется жестами. Поэтому мы сразу начинаем работать над активным словарем, привязывая каждый появившийся звук к реальному предмету и включая любые осознанные попытки ребёнка что-либо произнести в бытовые диалоговые ситуации.

Совсем другая картина при сенсомоторной алалии. При ней нет пассивного словаря, на который можно опереться.

Первый период работы при сенсомоторной алалии направлен прежде всего на развитие понимания речи. Без него вообще ничего не получится.

Вот три основных направления первичной работы при СМА

  1. Включение произвольной артикуляции.
  2. Формирование первичного звукового анализа.
  3. Вызывание жестовой реакции на слово-команду.

Что означает слово-команда? Мы добиваемся реакции на слово без опоры на его понимание и анализ. Формируем у ребёнка внутренние единые звуковые комплексы, на которые он способен дать двигательный ответ.

Можно провести аналогию с обучением глобальному чтению, когда идёт запоминание напечатанного слова целиком, как фотографии, без звуко-буквенного анализа.

Жестовые реакции ребёнка с СМА на слово-команду в сумме с формированием первичного фонематического анализа за счёт привязки букв к определённым предметам, постепенно создают базовый пассивный словарный запас.

Именно этот базовый пассив поможет ребёнку сделать шаг к пониманию речи. Из трёх основных направлений в начальной работе, 2-й и 3-й направлены на развитие восприятия речи и её понимание. При СМА эти пункты в течение первых месяцев работы имеют ведущее значение, в отличии от моторной алалии. При ней как раз важнее 1-й пункт - вызывание произвольных звуков. Если уж совсем никак не идёт вызывание звуков при СМА, откажитесь на время от 1-го пункта плана!

Почему не получается помочь ребёнку произвольно произнести любой звук речи:

  • может у ребенка гиперчувствительность, он не даёт к себе даже прикоснуться;
  • может быть вы не смогли ему дать почувствовать рождение звука, потому что слишком быстро, не дожидаясь голосоподачи, перестаете перекрывать носовой выдох;
  • может наоборот, вы слишком долго зажимаете носик малышу. Он сразу включил голос, а вы, вместо того, чтобы убрать руку от носа и подкрепить голосовую реакцию, продолжаете ещё чего-то добиваться. Ребёнок перестаёт вас понимать: звук (любой!) возник, а родители хотят еще чего-то и продолжают настаивать.

Предлагаю в таких случаях не разбираться в причинах неудач при вызывании звуков, а сосредоточиться на пунктах плана 2 и 3. Все буквы, которые вы будете показывать ребёнку, можно просто наклеить в бумажном варианте прямо на предметы. Показали предмет, назвали первую букву в его названии и прикоснулись пальчиком ребёнка с его губам или сами показали на свои собственные губы.

Агата отлично понимает, что прикоснувшись к губам, можно сказать звуки.
Агата отлично понимает, что прикоснувшись к губам, можно сказать звуки.

И перешли к следующему заданию: глагольному жесту, который вы взяли на сегодняшнее занятие. Глагольные жесты мы используем в основном с глаголами 1-го лица ед. числа (иду, лежу, пою). Когда начинаем работу с глаголами 3-го лица, ребёнок уже понимает суть действия и соотносит его со словом хотя бы частично. Для коротких фраз подбираем игрушки и показываем движения на игрушечных персонажах (собака ест, кошка прыгает).

Когда пойдёт жестовая реакция, это значит, что появился фундамент для понимания речи. К этому времени, возможно, ребёнок уже поймёт, как произвольно включать голосоподачу и можно будет вернуться к вызыванию звуков речи на новом уровне, без сопротивления и скандалов.

Это развёрнутое вступление показалось мне необходимым, т.к. родителям чаще всего мешает начать работу по вызыванию речи у ребёнка как раз необходимость оказывать некое механическое воздействие на органы артикуляции. Собственно, это же и пугало маму Агаты. Но у неё хватило решимости, опираясь на программные ролики работы с Климом начать свои занятия с девочкой.

1-я часть программы работы при СМА

Когда мы начали онлайн уроки с Агатой, ей было 2 года. Таким малышам не принято ставить официальный диагноз. Однако у девочки присутствовала вся симптоматика сенсомоторной алалии, а значит лучше не ждать полного "созревания" диагноза. Начало работы в таком нежном возрасте зачастую не позволяет развернуться алалии в полной мере. Перед нами первый программный ролик работы, охватывающий начальные 4 месяца домашних занятий мамы с Агатой.

Октябрь 2023 года

Мама Агаты достаточно легко справилась с механическим вызыванием первых звуков. Девочка не сопротивлялась, поэтому 1-й пункт плана мы отрабатывали как положено. Тут шли традиционно: взяли тактильные буквы А, Э, О, У, Ы, И, зажимая носик, стали учить Агату по просьбе включать голосок. Сразу же учили её произносить губные П, Б, М. В течение месяца постепенно добавили В, Ф, К, Г, Х. Принимался звук любого качества, главное тут услышать голос ребёнка и не забывать соотносить буквы с предметами на соответствующие звуки. К концу месяца в работу включили и слоги.

Это те таблички, которые мама сделала для Агаты.
Это те таблички, которые мама сделала для Агаты.

Ввели первые глагольные жесты "бегу, сижу, иду, лежу". Сразу включили их во фразы со словом "Я", этот фрагмент есть на видео. Между действиями обозначали паузу словом "стоп", показывая ручкой девочки на красный круг. Это нужно для того, чтобы ребёнок сразу учился осознавать, что разные жесты связаны с разными словами и игрушками.

Работали и над предметным пониманием. Вот это видео мама Агаты брала за основу для занятий.

Само собой, в занятие включались задания на цвет, форму, размер.

Ноябрь 2023 года.

В ноябре у Агаты уже стали получаться слова из двух одинаковых слогов с минимальной маминой помощью. Добавили работу над структурой фразы. Программирование фразы мама начала с упражнения, которое показывает на видео Таечка.

Первые буквы начали соотносить уже не только с предметами, но и с картинками.

Картинки и буквы лучше брать максимально большие.
Картинки и буквы лучше брать максимально большие.

Декабрь 2023 года

В декабре серьёзно взялись за протяжное произнесение гласных в открытых слогах. Без подобных упражнений речь ребёнка долго будет состоять практически из согласных звуков, ритм будет прерывистый. На фото одна из таблиц, по которым я пою с детьми слоги, вытягивая гласные и растягивая резинку.

Прижимаем один кончик резинки к "М", за другой конец тянем резиночку к букве "А".
Прижимаем один кончик резинки к "М", за другой конец тянем резиночку к букве "А".

На видео Агата поёт слоги по другому пособию, оно есть в публикации, ссылка на которую ниже.

Продолжаем расширять глагольный словарь. Вот одна из игр этого периода работы. Из данной подборки рассказ еще не брали, только слоги и фразы со словом "Я".

Ввели числа "один - два". Агата на пальчиках показывала число и вытягивала окончание "А"

Одно блюдо, два блюда, одно дерево, два дерева, одно яблоко, два яблока.
Одно блюдо, два блюда, одно дерево, два дерева, одно яблоко, два яблока.

Во фразах впервые появился предлог НА. Игра "Разговор змей"

Ты где? Я на пальме. И я на пальме. Э
Ты где? Я на пальме. И я на пальме. Э

Расширили спектр слоговых таблиц.

Слоговая таблица сделана по принципу лото.
Слоговая таблица сделана по принципу лото.

Большие буквы заменили на средние. Работу по накоплению первичного предметного словаря начали проводить через лото "1-е буквы". За основу мама Агаты брала упражнение, которое выполнял Лаврик.

В декабре активно продолжали заниматься программированием фразы. Агата уже очень хорошо справлялась с выбором из трёх цветных карточек и без ошибок раскладывала на них прозрачных баранов. Этот фрагмент есть в ролике с Агатой.

Январь 2024 года.

Агата стала повторять слова из двух слогов без помощи мамы! Пошло очевидное понимание как существительных, так и глаголов. Взялись за расширение словаря прилагательных. Кроме цвета, в быту применяли слова: большой - маленький, холодный - горячий, твёрдый - мягкий.

Это пособие на величину.
Это пособие на величину.

Здесь уже с элементами программирования фразы: аист большой, аист маленький.
Здесь уже с элементами программирования фразы: аист большой, аист маленький.

Слоги стали соотносить с сюжетными картинками.

Эта программа, которая позволила Агате с октября 2023 года по январь 2024 года пройти путь от полного непонимания речи и невозможности осознанно произнести ни одного звука, до произвольного произнесения слов из двух одинаковых слогов и накопления первичного словаря, который вывел Агату на уровень ситуативного понимания.

Все материалы, по которым работает Агата, есть в подборке "Бери и занимайся".

Работа с девочкой продолжается. А значит на канале скоро появятся новые программные ролики с Агатой. На очереди период с февраля 2024 г. по апрель 2024 г.

Всем успехов в развитии речи!