Найти в Дзене

Глагольные жесты. Приёмы, облегчающие закрепление первичного глагольного словаря при алалии

Оглавление

Глагольный словарь при алалии набирается трудно. В некоторых случаях не закрепляется даже первичный, базовый набор глаголов, на который можно опереться при построении простейших фраз.

Если ребёнок никак не может даже начать повторять за взрослым глаголы, хотя предметный словарь уже обозначается отдельными слогами, помогают жесты, которые можно придумать самим.

Рисунок жеста должен быть прост в исполнении. Его роль временная, поэтому нет смысла сильно задумываться и разрабатывать какую-то особую систему. Достаточно обозначить жестами 4-5 глаголов, чтобы для ребёнка с алалией наконец открылась фразообразующая роль глаголов.

Особенно выражена трудность в освоении названий действий у детей-созерцателей. Специалисты и родители перед ними уже и сами бегали-прыгали-сидели-стояли, и игрушки чего только не вытворяли, но не даёт ребёнок речевой реакции на действие. Он в изумлении смотрит на нашу гиперактивность и не делает попыток не то что слово сказать, но и повторить наши прыжки и пляски перед ним.

Причиной может быть как раз избыточность информации, не вычленить ребёнку из всего многообразия нашей демонстрации то, что он мог бы повторить.

Сказать слово ему всё ещё трудно, он пока испытывает серьёзные сложности с артикуляцией. А вот жест достаточно лаконичен и легко исполним. Поэтому вслед за произнесенным нами словом, например, стоит, мы просим ребёнка показать жестом, как мишка (зайчик, папа, мама) стоит. Ребёнок просто ставит вертикально один или два пальчика на стол, вот и пошла реакция! А наше дело уже дополнить её карточкой с написанным словом, помочь ребёнку с произнесением глагола. Но активность со стороны ребёнка уже обозначена. С ней можно строить фразу.

Работа с глаголом и фразой получается в два приёма:

1.Быстро дали жестами "Я стою" - ручка на грудь ребёнка в жесте "Я" + 2 вертикальных пальчика на стол.

2. Медленно набрали фразу через механическую помощь ребёнку в артикулировании или помогли ему повторить слова по слогам, если он уже умеет это делать.

Таким образом мы позволяем ребёнку быстрее двигаться к пониманию конструкции фразы, не дожидаясь полностью самостоятельного произношения слов.

Использование нескольких глагольных жестов исключает застревание на этапе предметного словаря, делает переход к фразе более плавным.

Опишу несколько глагольных жестов:

Стоять - 1-2 пальца ставим вертикально на стол.

Жест "стоять"
Жест "стоять"

Идти - перебираем двумя пальцами по столу, имитируя движение при ходьбе.

Жест "идти"
Жест "идти"

Сидеть - нажать передней частью ладони (четырьмя пальцами) на стол.

Жест "сидеть"
Жест "сидеть"

Лежать, 1-й вариант - ребро ладони прижать к поверхности стола.

Жест "лежать" 1-й
Жест "лежать" 1-й

Лежать, 2-й вариант - всю ладонь прижать к столу. Используем тот жест, который легче получается у ребёнка.

Жест "лежать" 2-й
Жест "лежать" 2-й

Бежать - перебираем двумя пальцами по столу в быстром темпе.

Жест "бежать"
Жест "бежать"

Обычно этих глаголов достаточно для прорыва простой фразы в речь. Ещё раз повторю, что рисунок жеста условный, можете изобретать, но не увлекайтесь, важна простота исполнения.

На видео мама Дениски помогает ему освоить глаголы с помощью жестов. Он наконец-то начал делать попытки повторить слова.

Иногда приходится ввести жесты еще для нескольких глаголов: спать, пить, есть. Но на моей практике ни разу не пришлось использовать больше 10 жестов. Дальше глаголы начинают входить в речь естественно, достаточно демонстрации реальных действий или картинок.

Важно помочь ребёнку дать хоть какую-то коммуникативную реакцию. Следующий шаг будет легче. В речь.

Всем успехов в развитии речи!