Приближается первый весенний праздник – Международный женский день, и город наполняется ароматом веточек мимозы, усыпанной пушистыми желтыми шариками соцветий, которую везут с юга, с черноморского побережья Кавказа.
У кого-то это растение ассоциируется с весной, первыми яркими лучами солнца. Возможно, кто-то испытывает безотчетное чувство тревоги, подобно Мастеру из романа М.Булгакова: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Кто-то может вспомнить о ветке акации в масонской символике, в которой это растение занимает важное место, ведь мимоза – это не что иное, как серебристая акация.
Акация упоминается еще в древнеегипетской мифологии. Один из вариантов мифа о смерти Осириса гласит, что Исида, отправившись на поиски супруга, нашла его тело в сундуке из акации; вокруг сундука выросли кусты акации, чтобы скрыть убитого Осириса от посторонних глаз. Собрав расчлененное тело и не найдя фаллоса, она сделала его из акации (по другой версии – из глины). Богиня тайно родила и вырастила своего сына – Гора, который должен был отомстить за убитого Сетом отца.
Решающая схватка Сета и Гора произошла в дельте Нила, в присутствии всех богов, собравшихся на поединок. Сет изготовил себе лодку из камня, а Гор – из дерева акации. В долгой битве Гор превозмог своего противника и одержал победу, а акация стала символом выносливости, бессмертия, возрождения.
В таком значении акация появляется и в масонстве. В основе посвящения в степень Мастера лежит легенда об архитекторе Хираме, который был приглашен царем Соломоном для строительства храма. Хирам разделил всех строителей, трудившихся над возведением здания, на три категории, согласно их квалификации: учеников, подмастерьев и мастеров. Каждая группа работников получила слово-пароль, по которому их опознавали, они получали соответствующую мзду. Трое учеников (имена в разных версиях легенды варьируются) решили завладеть словом мастеров, для чего подстерегли Хирама во время вечернего обхода храма. Выпытать это заветное слово не удалось, и архитектор умер мученической смертью. Испугавшись содеянного, ученики решили спрятать тело, вырыв могилу, и отметили место захоронения сухой веткой акации. Когда Соломон отправил на поиски Хирама мастеров, то тело его было обнаружено по зацветшей зазеленевшей ветке акации.
Символическое значение акации раскрывалось при посвящении в степень мастера. Изображение ветви акации можно видеть на самых разных предметах масонского ритуала: посуде, облачении, лентах, коврах и т.д.
Мастера, нашедшие тело Хирама не знали, осталось ли слово мастеров в тайне, поэтому решено было заменить его на первое слово, которое будет произнесено, когда найдут тело. И когда Хирама обнаружили, один из присутствующих воскрликнул: «Макбенах» (брат убит!). И несмотря на то, что слово таким образом для мастеров было заменено, считают, что ветка акации знаменует собой то самое утраченное со смертью архитектора слово.
В Катехизисе мастера один из вопросов звучит так: «Мастер ли вы?». На что следует ответ: «Мне ведома ветка акации», и тем самым отвечающий подтверждает свое посвящение в степень мастера. Акация является символом чистоты, равенства, бессмертия и возрождения.
Историки масонства допускают, что миф об Осирисе, чья смерть и последующее воскрешение символизировало духовную смерть человека и его возрождение для новой жизни через посвящение, мог оказать влияние на формирование легенды об архитекторе Хираме и ритуале посвящения, в котором ветка акации играет ключевую роль.