Найти в Дзене
Реки и веси Лисы Леси

Кола есть, а коки нету!

Оглавление

Так гибнут супермаркеты с именем, историей и былой любовью.

Иордания, Акаба, Carrefur. Будний день, послерабочее время. Касс пять, но и там ни одного человека
Иордания, Акаба, Carrefur. Будний день, послерабочее время. Касс пять, но и там ни одного человека

Сюжет российский

Время — начало событий двухлетней давности. Помимо всего прочего, действительно сотрясшего тогда довольно заболоченную российскую жизнь, пропали — о, ужас! — Макдак и кока-кола. Не стану корчить из себя святошу: собираясь в том году домой из Иордании, я страдала от мысли, что придётся обходиться без неё. Дело в том, что хотя "отраву" я повседневно пью совсем другую, кола (настоящая кола) для меня — вместо энергетика в московско-подмосковных пробках. Будучи за рулём, я в них катастрофически засыпаю, и нет никакого другого безобидного способа разлепить глаза, кроме этого напитка.

Что ж, страшное казалось страшным только издалека: вы лучше меня знаете, сколько соседних стран любезно снабдили нас штатовским зельем. Ну, а мне и в голову не пришло из-за обиды на запрет и злости на всё остальное делать вот так:

-2
Да, я помню, как уверенно тогда писала своё "фи" про "нас в дверь, а мы в окно" в отношении поездок в Европу. Но вот, прямо сейчас сама себя на "этодругом" и поймала…

Сюжет арабский

Тысячами равнять иорданских соседей-"филистимлян" с землёй последователи не Бога, а Б-га, начали в "октябре, а уже в ноябре я сильно удивилась, когда к заказу в местном ресторанчике мне принесли голубую колу, а не красную. Уже открыла рот, чтобы спросить, и тут же захлопнула: так вот как выглядит молчаливый, без лозунгов и призывов бойкот.

-3

Спустя ещё месяц полки уличных холодильников с напитками от ненавистной компании выглядели только так. И это при бешеной любви иорданцев именно к "той самой" кока-коле.

-4

Любовь к Макдаку была ещё острее, если это возможно. Тем не менее громче всего по арабским странам зазвучала новость о бойкоте именно Макдаков. И если у нас по ним страдали и плакали, костеря собственную страну за потерю булок с невнятной мясной (?) лепёшкой, то в Иордании (и не только) люди просто сами перестали в них ходить.

За эти фото меня сурово гонял охранник, требуя их удалить и больше не снимать. На спрошенное по-арабски "почему?" ответить он не смог и только бессильно психовал. Дразнить не стала, в конце концов, у человека пока ещё есть эта работа, и в ней такие вот требования. Понятно ведь, почему нельзя: статьи и посты, как эта моя, появятся потом в интернете и будут портить имидж компании, в которой у него всё ещё есть работа…

Может, конечно, показаться, что всякие там бойкоты кока-колы с бигмаками — штука не более комариного укола бегемоту огромной корпорации. Мне так и казалось. Почему-то не думалось, что если корпорация уходит с какого-то рынка в уверенности, что своим отсутствием причиняет рынку ущерб в огромную дыру, то должно быть верно и обратное: если продукты корпорации выдавливают с огромного рынка, то ущерб компании тоже причиняется с огромную дыру. И неважно, насколько хорошую мину она при этом делает в информпространстве.

А вчера я увидела это...

Здесь никогда не бывало таких пустых пятаков между рядами, и никогда бывало трех человек на весь большущий магазин
Здесь никогда не бывало таких пустых пятаков между рядами, и никогда бывало трех человек на весь большущий магазин

Кто бывал в Акабе, узнал Карфур, единственный большой супермаркет в относительной близости от торгово-туристического центра города. Все бюджетные туристы шли за пропитанием именно сюда. И уж поверьте, без туристов он тоже не пустовал. Собственно, вообще был главным в городе. Есть тут этакая своя местная "азбука вкуса", есть нечто а-ля "пятёрочка" по ассортименту и цене, а есть универсальный Карфур, где перед Рамаданом было особенно не протолкнуться. Было. Фото от вчерашнего вечера. До Рамадана дня три-четыре. Вина Карфура в том, что он французский. Снятие с полок товаров с его брендом не помогло. Нет митингов, нет объявления бойкота, нет никаких призывов. Туда просто не идут сами иорданцы. Показывают свою позицию, как могут, как им доступно: митинги, голосование ногами, стикерами на дверях магазинов и офисов и даже вот так:

Свадебный салон в одном из самых арабских районов города
Свадебный салон в одном из самых арабских районов города

Даже не знаю, что будет с Карфуром. Закроется или, как Макдак, будет стойко держаться зубами за место, работая в чистый убыток? Как бы ни было, а явно не так уж эта народная мера безобидна, как пытаются её показать и над ней посмеяться жители соседней пока ещё страны.

Не могу вспомнить, чтобы дома у нас вот так же дружно выражали своё отношение к странам-производителям. Шпротный бойкот Прибалтики? Это единственное, мне кажется, что вообще было на слуху. Но шёл ли он снизу или то было именно лужковское решение-распоряжение?

Тогда наша семья придирчиво разглядывала на банках производителя консервов, было дело. А сейчас я в пустом французском Карфуре покупаю украинскую баклажанную икру и радуюсь, что спустя почти два года это икра снова появилась в продаже. Не араб я, не хватает мне на принципиальный бойкот патриотизма.

А как вы? Понимаете такие способы протеста? В любом случае, я-то, наверное, вас пойму. И без всяких "наверное" буду благодарна за лайк, не говоря уже о перепосте и/или комментарии))