Допускается ли применение ливневых сточных воды для орошения газонов?
Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии со статьей 61 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) установлены положения, регламентирующие охрану водных объектов при проведении работ.
В частности, согласно ч. 3 ст. 61 Водного кодекса РФ орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.
При этом согласно ч.ч. 1, 2 указанной статьи Водного кодекса РФ установлены требования к охране водных объектов при проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий, а также при использовании водных объектов для забора (изъятия) водных ресурсов.
Таким образом, в целях охраны водных объектов качество сточных вод, используемых для орошения, должно соответствовать требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
При этом положения ч. 3 ст. 61 Водного кодекса РФ указывают на необходимость охраны водных объектов и не подлежат применению в случае, когда сточные воды не могут оказать влияния на водные объекты ввиду их отсутствия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды изложена в следующей редакции:
«1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- размещение отходов производства и потребления».
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона указанная редакция вступила в силу с 1 января 2016 г.
На основании изложенного, до 1 января 2016 г. к видам негативного воздействия на окружающую среду относился сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
При этом с 1 января 2016 г. к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся исключительно сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты.
Согласно п. 19 ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29 октября 1973 г. № 2394, (далее – ГОСТ 19179-73) водосбор – часть земной поверхности и толща почв и горных пород, откуда вода поступает к водному объекту. Выделяют поверхностный и подземный водосборы.
В соответствии с п. 51 ГОСТ 19179-73 сток – движение воды по поверхности земли, а также в толще почв и горных пород в процессе круговорота ее в природе.
Согласно п. 52 ГОСТ 19179-73 поверхностный сток – сток, происходящий по земной поверхности.
В соответствии с п. 54 ГОСТ 19179-73 почвенный сток – сток, происходящий в почвенной толще.
Согласно п. 59 ГОСТ 19179-73 объем стока – объем воды, стекающий с водосбора за какой-либо интервал времени.
В соответствии с п. 62 ГОСТ 19179-73 коэффициент стока – отношение величины (объема или слоя) стока к количеству выпавших на площадь водосбора осадков, обусловивших возникновение стока.
При разработке и утверждении экологических нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, получении разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду необходимо учитывать, на какие компоненты природной среды и в какой степени оказывают негативное воздействие сбрасываемые загрязняющие вещества.
При сбросе на водосборные площади атмосферных осадков и сточных вод сток происходит как по земной поверхности, так и в почвенной толще. Часть загрязняющих веществ в процессе стока остается на земной поверхности и в почвенной толще. При этом может в почве может увеличиваться концентрация загрязняющих веществ.
Необходимо отметить, что объем атмосферных осадков и сточных вод, обусловивших возникновение стока, превышает объем воды, достигающей поверхностные и подземные водные объекты. Часть воды испаряется с земной поверхности, часть воды удерживается в почве.
Согласно Приложению 17 к Приказу Минтранса России от 17 июля 2008 г. № 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», (утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128) рельеф местности - естественная поверхность земли без учета искусственных препятствий.
Также, в соответствии с п. 2.2 Временных методических указаний по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности, утв. Приказом Минприроды России от 27 декабря 1995 г. № 533, под рельефом местности понимается совокупность форм земной поверхности естественного происхождения, либо измененных или созданных деятельностью человека. К ним относятся – балки, овраги, котлованы и др., а также специальные водоотводящие устройства (коллекторно-дренажные и сбросные каналы), земледельческие поля орошения и поля фильтрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) к поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
Согласно ч. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ к подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ на рельеф местности и водосборные площади не является сбросом загрязняющих веществ непосредственно в поверхностные и подземные водные объекты.
При этом сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади являются самостоятельными видами негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, оформление разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, при фактическом сбросе на рельеф местности или водосборную площадь не соответствует действующему законодательству.
Одновременно, использование для целей нормирования негативного воздействия на окружающую среду при сбросе на рельеф местности или водосборную площадь нормативов допустимого воздействия на водные объекты также не соответствует действующему законодательству.
На основании комплексного анализа действующего законодательства, возможность законно осуществлять сброс сточных, в том числе дренажных вод, на рельеф местности или водосборную площадь отсутствует. Данный вывод подтверждается письмом Минприроды России от 10 октября 2016 г. № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения».
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
- с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
- с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
- при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
При этом перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с разделом III Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р) (далее – Перечень) установлен перечень загрязняющих веществ для почв.
На основании изложенного не допускается без разрешения сброс на рельеф местности веществ, указанных в разделе III Перечня.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
При этом согласно подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в т.ч. проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в т.ч.:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 8.6 указанного Федерального закона уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании изложенного, в отношении земель промышленности сброс загрязняющих веществ на рельеф местности или на водосборную площадь без разрешения образует состав административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1, 8.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
В свою очередь, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238) (далее - Методика) данной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате, в том числе химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах.
На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности, результатом которого является превышение нормативов качества окружающей среды (в отношении почв), образует основание для исчисления и взыскания вреда, причиненного почвам, в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и положениями Методики.
Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.
При этом при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Необходимо отметить, что предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве населенных мест и сельскохозяйственных угодий установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2).
На основании изложенного, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение земель и почв.
При этом степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.
В свою очередь, действующим законодательством предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве в отношении земель промышленности не установлены.
Необходимо отметить, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Таким образом, применение хозяйствующим субъектом ливневых сточных воды для орошения газонов допускается исключительно в случае, если в результате такого применения отсутствует причинение вреда земле, как природному объекту.
При этом в отношении земель промышленности подтверждением отсутствия негативного воздействия на земли в результате указанной деятельности является непревышение фоновых концентраций загрязняющих веществ на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования.
При этом перечень загрязняющих веществ в почвах, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды, установлен разделом III Перечня.