Найти тему
Дети Дома

Шалва Амонашвили: Действительно ли он предоставляет полезную информацию?

"В потоке, в ресурсе, в моменте" – вот с чем ассоциируются мысли при прочтении труда Шалвы Амонашвили (и еще огромного количества регалий). Но поскольку первые слова я воспринимаю как обычные громкие фразы нашего времени, которые по большому счету ни о чем не говорят, то и книга не принесла мне ничего нового. Мне даже кажется, что это единственная работа для педагогов, из которой я ничего не извлекла. На книгу в 300 страниц всего пять закладок, где хоть что-то умное написано.

Купила данное издание давно и каждый раз пыталась начать читать, но уже на первых страницах понимала, что не могу читать о метафорической улыбке и постоянно откладывала. Хотя, когда покупала, полагалась на многочисленные отзывы и подумывала о покупке всей серии. Хорошо, что начала с одной.

"Только солнечные знания, насыщенные элементом духовности и обрамленные в оправе нравственности, есть Истина Школы."

До прочтения первой книги из серии "Основы гуманной педагогики" была прочитана другая работа Амонашвили "Педагогические притчи", ну еще можно прочитать, как небольшие рассказы. Все они как раз используются в собрании сочинений.

Чего я ожидала от этой работы? Наверное, того, что можно использовать в жизни, что можно пощупать, применить. Что получила:

"Устремление – луч Солнца. Устремление - цветок лотоса. Устремление - книга будущего. Устремление – число звёзд".

Это все слова из области красивых высказываний, которые подходят для художественной литературы, но не для книг, которые советуют педагогам и родителям, чтобы они могли правильно взаимодействовать с детьми.

"Если тебе не нравится интеграл и поэтому ты не хочешь его изучать, то давай сделаем это ради меня, ради твоего учителя, чтобы я мог оправдать свои усилия. Ради меня, мальчик!"

Это о чем? Давай учиться ради учителя. Так же, как многие дети учатся ради родителей, получают отличные оценки и несут их домой, чтобы мама могла гордиться. Ради учителя освоить интеграл, а потом ради другого взрослого освоить что-то еще и еще и так всю жизнь, всегда ради кого-то, но не ради себя, мальчика или девочку со своими желаниями.

"Коллеги, нам нужно избавить школу от носителей плохих миссий и темных энергий! Откройте дверь, чтобы выгнать их из школы, или же, в крайнем случае, давайте создадим педагогические резервации для них…"

Это звучит как экзорцизм?!

"Спросят: «Вы – учитель?» Отвечу: «Я – ученик своих учеников». Спросят: «Кто же вы для них?» Отвечу: «Я половина каждого из них». Спросят: «Вы их знаете?» Отвечу: «Так же, как знаю беспредельность». Спросят: «Как вы их воспитываете?» Отвечу: «Как яблоко растит в себе семя». Спросят: «Где ваша педагогика?» Отвечу: «Я черпаю ее из звёздного неба». Спросят: «Где ваше звёздное небо?» Отвечу: «Во мне».

Как все это можно применить в реальной жизни?! Я понимаю, что это все метафоры, но ими написана вся книга, и как это должно быть реализовано? Только если к каждому учителю приставать психолога, который будет вводить его в состояние дзен, и тогда, да, учителя начнут дарить детям «звезды».

"Запад усиленно продвигает в наших школах, и даже в детских садах, программы так называемого сексуального воспитания, но никто не поднимает вопрос о воспитании сердца!"

И очень много про запад, как он плох и у них нет ничего человеческого.

«Учим усердно тому, чтобы дети не доверяли взрослым! Разве это не страшно? Способствуем тому, чтобы в них притупилось чувство сострадания!»

А ну, давайте, конечно, забудем все, что написано в книгах о безопасности детей! И научим детей помогать взрослому, который подойдет к ребенку и попросит помощи, например, чтобы помочь достать котенка из-под машины.

«Во вторую очередь, нужно освободить программы от устарелых знаний.

Знания в программах - как живые существа, они должны радовать каждого встречного и каждого познающего их.

Знания в программах - как чудеса, умеющие вызывать восхищение, удивление, благоговение».

И еще много очень "дельных" предложений по улучшению школьной программы.

«Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Макаренко, Корчака, Сухомлинского.

Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание?»

Возможно, потому что такие книги не затрагивают тему педагогики, они сконцентрированы лишь на абстрактных идеях о звездах, душе, и о том, что мы все погружены в поток?

Есть несколько неплохих высказываний, но опять же, это все слова, которые звучат уже давно и у многих:

«Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним их первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Позаботимся, чтобы учитель был самым уважаемым лицом среди высоких ставленников страны».

Возможно, через некоторое время я решу снова взглянуть на книги Амонашвили. Ведь он настолько известная фигура, и его работы получают много положительных отзывов. Хотя несколько лет назад я смотрела его лекции и, видимо, они оставили меня равнодушной, поскольку я не стала подписываться на ресурсы, связанные с работой автора.

#педагогика #шалва #амонашвили #основыгуманнойпедагогики #улыбкамоягдеты