Сначала анекдот в тему:
К таможенному пункту на русско-эстонской границе подъезжает здоровенная фура, до самого верху загруженная трубами. Пограничники с нашей стороны спрашивают у водителя-эстонца:
- Что везёте?
- Вы знаете, трупппы
Наши в шоке, переспрашивают:
- И что, все в гробах?
- Нет наффалом.
Конечно, ситуация в этой шутке сегодня просто невозможна. И не только из-за того, что граница на замке, скорее потому, что современной Эстонии нечего предложить России кроме... собственно говоря, нечего им предложить. Даже наоборот, эстонцы приезжают в Россию за дешёвым бензином и продуктами.
Но так было не всегда!
Было время, когда Эстония считалась передовой территорией развития на всем советском пространстве и продукция флагманов её индустрии были востребованы в России. Многие до сих пор помнят потрясающий эстонский шоколад "Калев" и их же жевательную резинку, мармелад "Космос", таллинскую бумагу, мебель... и много чего ещё.
Не зря же Эстонию называли витриной социализма!
И, нужно отметить, эта витрина очень хорошо оплачивалась. По данным статистики, самый высокий доход на душу населения был именно в этой республике, даже её сестрицы Литва и Латвия нервно курили в стороне. Средний эстонец имел 720 рублей в год, литовец 710, латвиец - 690. Тогда как гражданин РСФСР получал... 598!
Как говорится, все были равны, но некоторые равнее.
Но гордостью Эстонии, её флагманом, приносившим огромные деньги республиканскому бюджету был таллинский завод Тарберклаас. Он производил... стекло.
Да, да, да, именно стекло!
После освобождения Эстонии от фашистов, не дожидаясь окончания войны, принимается комплексный план развития Эстонской СССР. И небольшой стеклодельной фабрике Лоруп, выпускавшей очень красивое и качественное стекло мелкими партиями, было уготовано большое будущее. Фабрику переименовали в завод художественного и бытового стекла Тарберклаас.
Строится новое, очень современное здание по передовому проекту, ничего общего не имевшего со сталинским ампиром. Ставятся новые печи, нанимается персонал. Вместо 60 человек на старой фабрике, новый завод уже в 1945-году имел 282 работника.
Чтобы загрузить мощности, завод стал выпускать бутылки для вина и шампанского, стаканы, графины, пепельницы, а также всевозможные бутылки, бутыльки и прочие стеклянные ёмкости для промышленности и медицины.
Но это было всего лишь начало. Лучшие сотрудники завода были направлены на ускоренное обучение в вузы и на лучшие стекольные производства России. И это дало толчок развитию завода: при нём открываются стеклодувные производства для варки художественного стекла.
На завод приходит целая команда дизайнеров-эстонцев, которых обучили дизайну, искусству и стеклодувному мастерству в советских вузах. Через несколько лет Тарберклаас начал выпускать изделия из художественного стекла такого уровня, что их направляли на экспорт в Великобританию, США, Францию, Германию.
И за ними стояла очередь, настолько высок был уровень выпускаемых изделий. За рубежом не могли понять, кто и как смог наладить дизайнерское производство мирового уровня.
Существовала даже особая линия по выпуску дизайнерских флаконов для очень дорогих духов и туалетной воды. Многие из этих флаконом закупались лучшими парфюмерными домами Франции, в 80х годах их производили около 6 миллионов штук ежегодно.
О таком производстве все остальные страны могли только мечтать!
Вместе с производством росла численность работников, к концу 80-х годов их было больше 700 человек. Росли и доходы завода, Только бутылок и технических ёмкостей выпускали на 7 миллионов советских рублей. Часть посуды, фужеры, бокалы шли на экспорт и пользовались бешеной популярностью.
Развитию завода не помешал пожар, который уничтожил основное здание и всю документацию. За 92 дня ударной стройки всё было восстановлено и даже модернизировано. СССР мог себе позволить восстанавливать из пепла сгоревшие заводы за несколько месяцев.
Однако с развалом страны и получением Эстонией политической самостоятельности таллинский завод Тарберклаас, флагман её промышленности, оказался не у дел. До 1994 года он был государственным, однако государственное управление бывшее в СССР эффективным, в свободной Эстонии почему-то оказалось неэффективным.
Завод приватизировали. Новые хозяева из Европы сменили название завода на старое - Лоруп, посчитав, что так будет лучше, да и от советского наследия нужно избавляться как можно быстрее. Часть сотрудников, их, видимо, тоже посчитали советским наследием, была сразу же уволена, потом ещё часть и ещё.
Завод сократился до одного цеха и 170 человек.
Потом до одной печи и 30 человек.
Эффективные менеджеры посчитали, что нужно взять пример с Чехии и Германии и выпускать продукцию по их дизайну. Однако зачем нужна продукция, ПОХОЖАЯ на чешскую, если есть ЧЕШСКАЯ продукция они понять не смогли. Хотяяяя... скорее всего они всё понимали, просто завод сознательно разваливали. Как итог, продажи рухнули в десятки раз.
На 2007 год от завода осталась одна мастерская и 15 человек.
В 2023 году здание завода снесли, застроив всю территорию элитным жилым комплексом. От всего производства осталась только запись в реестре юрлиц о том, что предприятие КАК БЫ существует и там работает целых 1 (ОДИН) человек в лице директора.
Так Эстония лишилась своей национальной гордости, уникального, по истине флагманского производства - завода бытового, технического и художественного стекла Тарберклаас. Многие простые таллинцы до сих пор помнят любимый завод и горько жалеют о том, что не смогли его сохранить. Во всём винят пришлых менеджеров, которые развалили завод: "Так будет со всеми, кто поверил Европе".