Найти тему
Надя Папудогло

5 лучших книг марта. Включая Бакмана

Оглавление

Фредрик Бакман, «После бури»

Да, да, вот он, новый Бакман, которого мы так ждали (и очень счастлива, что он дошел до России). Последняя часть трилогии, ищите «Медвежий угол» и «Мы против вас». Два маленьких города среди лесов, зверей, холода и хоккея. Люди двух маленьких городов и пересечение их судеб. Две хоккейные команды — как культ и образ жизни для обоих городов. Одна буря, после которой города пойдут друг на друга.

Удивительно знакомые пейзажи и образы, топи и хтони. Узнаваемые мужчины в кожанках и бар «Шкура», гоп, гоп. Кажется, что каждый из нас однажды бывал в этих местах. Осталось только понять, в какой роли.

Что хочется сказать. Голос Бакмана стал как будто глуше и как будто категоричнее, иногда тут чуть ли не цитаты-лозунги. Лучшее с ним по-прежнему – умение выбирать детали, умение погрузить тебя в свою историю, любовь к «маленькому человеку» и его огромным обстоятельствам.

Его умение описывать человека и его переживания, перекрещивать сюжетные линии. И его вера в то, что за мраком есть свет, что человек может поддержать человека, что дружба не ржавеет, а любовь побеждает. Эта книга как никогда уместна для нашего читателя, здесь и сейчас. За благодарности в конце – отдельное сердечко, я всегда читаю эти спасибо и даже однажды составляла рейтинг лучших.

Кэти Китамура, «Близости»

Камерный маленький роман, где мы слышим один голос, голос рассказчицы, безымянной переводчицы Международного суда в Гааге, мы знаем ее полуисторию, мы слушаем ее рассказ. Она безымянна и она почти невидима, переводчики же где-то там высоко на стеклом. Они просто создают близости между весми участниками судебного процесса.

Но это далеко не единственная близость, которую мы проживаем в романе. Близость людей, близость любовников, близость чужих жен и чужих мужей. Угрюмый и негромкий голос переводчицы ведет тебя за собой, создавая тот магнетизм, который не дает тебе отложить эту книгу. Этому магнетизму внутри, харизме людей, почему одни люди притягиваю к себе других посвящено и внимание главной героини. Но она не философствует, она проживает все это, включая близость с африканским диктатором, на процессе над которым она работает. Или со случайным джихадистом, которого только-только доставили в Гаагу.

Роман мог бы быть откровенно спекулятивным и выстроенным как раз на этой истории диктаторов и их умения втягивать в свои сети сотни людей, но нет. Это исследование паутины отношений и обстоятельств, из которого героиня в конце пытается вырваться, вроде вырывается, но мы то знаем, что так не бывает. Это лучшая книга моего месяца.

Большая часть этой книги написана в знаменитой тосканской Санта-Маддалена, где когда-то работал Виктор Ерофеев.

Клэр Александер, «Одиночество Мередит»

Есть просто девушка, работает редактором на фрилансе, живет по расписанию, любит своего кота. Просто, но не совсем, потому что это девушка уже больше 2000 дней не выходит из дома. И не потому, что карантин, а не может выйти. Как только она переступает порог, у нее начинается паническая атака.

При этом она не одинока. Есть друзья, есть курьеры, соседский мальчик, даже есть родственники, но вот с ними все не так просто. И еще много воспоминаний о событиях, которые разрушили несколько жизней и привели к тому, что она больше не выходит из дома.

Это очень милый роман сочувствия и эмпатии к ранам людей, к тому, как сложно бывает пережить прошлое и как в этом переживании важна поддержка близких. Для меня он оказался слишком наивным и прямолинейным, ты примерно понимаешь точку старта, примерно понимаешь, что будет в середине и каков будет финал. Но уверена, что многие будут его читать с удовольствием и принятием, получая удовольствие от меланхолии и надежды.

Бьянка Питцорно, «Швея с Сардинии»

Бьянка Питцорно была для меня всегда детской писательницей, «Дом на дереве» и «Послушай мое сердце». Исключением была «Французская няня», которую можно читать практически в любом возрасте (ну кроме совсем младшего).

Это одна из самых известных ее книг. Какая она. Она суховатая и с таким бубнящим нудноватым ритмом, как будто бы ее рассказывает уже совсем взрослая женщина. Началo XX века, скромная девушка-швея не желает много и не мечтает о многом, но просто честно живет свою простую жизнь. Она даже не мечтает о любви. Нет, если только совсем немного.

При этом ритм совершенно не отвращает вас от чтения. Вы так и проживете со швеей всю ее жизнь, переживете с ней самую ее странную историю любви, хотя ощущение, что книга, конечно, не об этом, а она о внутренней морали и стойкости, вере в лучшее и простой, очень честной жизни.

Фульвио Эрвас, «Пока есть просекко, есть надежда»

Как обычно – хотя бы один детектив в подборке. Любители и фанаты Италии оценят особо. Венето. Тот самый регион, где делают просекко. Бары. Люди. Пузырьки.

И вдруг вокруг трагедия за трагедией. Самоубийство винного магната, убийство предпринимателя, а на месте виноградников одна девица-не-вполне-в-себе хочет (и может) начать растить банановые пальмы.

Разбираться со всем этим будет детектив, который очень ценит то место, где он живет, людей, традиции, солнце, виноград, вино, красоту. Такая вот история прекрасного мира, который оказался на грани катастрофы. Хорошо, что какие-то миры удастся спасти.