Найти тему

Фантом (1996)

Учите историю!

Философия социалистического общества, в соответствии с научными основами коммунистической теории, не предполагает выделения роли личности в историческом процессе. Роль единицы над обществом, особенно после развенчания культа личности, признана незначительной для истории. Основой социалистического общества является коллектив – не даром один из самых сложных этапов становления молодого советского государства так и назывался – коллективизация.

Именно поэтому идея героя-одиночки и не имела распространения в СССР. Когда рухнул железный занавес и на просторы Союза хлынула западная (читай – американская) массовая культура, своего института героев в стране не было. Нет, конечно 26 бакинских комиссаров и герои-панфиловцы были. Но одиночек, кроме, пожалуй, Матросова с Гастелло, ставших героями посмертно, не имелось.

Те первые творения американской масс-медиа про супергероев, что удалось посмотреть уже российскому, но еще советскому зрителю, не отличались, в отличии от птицы-говоруна, особыми качественными характеристиками. Но они пришлись на детство и отрочество большинства тех, кто уже не представляет жизни без боевиков и долларов, иномарок и Мак-Дональдса. И в этом их ценность.

Фильм 1995 года под названием «Фантом» не стал исключением из общего правила. За отсутствием в нем ЖКВД, АШ и СС (ни одного, ни второго) он не стал легендарным, его не стебали в пародиях и КВН, про него редко рассказывают детям. Но тем не менее, он достаточно яркий представитель своего жанра, что бы и сейчас остановить на нем взгляд.

Повествование основано на истории, много лет описываемой до этого в одноименных комиксах. Истории переходящего из поколения в поколение обета бороться со злом в самом обыкновенном его понимании – пиратством, бандитизмом и другими преступлениями.

История переходящего от отца к сыну фиолетового костюма с маской и парой пистолетов была органично вписана в пейзажи тропических джунглей, реалии 30-40 годов и мистические реалии древних эпох.

Банальная, но красиво поданная история, украшенная характерными для середины 90-х красочными пейзажами и талантливыми актерами, не обезображенная лишней идеологией и компьютерной графикой ради нее самой, исключительно приятно смотрится даже сейчас.

Красивые машины и женщины, остроумные даже в нашем вечно кривом переводе диалоги, шутки, а не гэги, все это позволяет назвать фильм удачным.

Вот только как и большинство экш-фильмов той эпохи, у «Фантома» нет одной маленькой вещи, удивительно необходимой любой киноленте. Изюминки.

Билли Зейн, достаточно популярный в тот период актер, блестяще справился со своей ролью. Немного застенчивый молодой человек в миру, он убедительно раздавал затрещины злодеям, одев отцовский костюм. Вот только для роли подобного героя в Америке можно было подобрать и актера с более твердой линией губ и более квадратным подбородком.

Хороши и злодеи. И если главный злодей немного слащав, и в целом напоминает кота из диснеевского «Чип и Дэйл спешат на помощь», то остальные трое – и дама-фашистка, затянутая в черную кожу, и простоватый гангстер в исполнении Джеймса Ремара, и пират, великолепно сыгранный Киро-Хироюки Тагавой, известным всей России Шанг-Цунгом – просто бесподобны.

Надо отдать должное и сохранению стилистики. И стилистики 30-х годов, переданной посредством антуража и декораций, и стилистики комикса. Последняя передана всеми характерными для графических новелл того времени элементами – маленькой маской, скрывающей лишь глаза, здоровенными пистолетами, трусами поверх штанов, наконец.

Музыка в фильме, как и во всех сверстниках данного творения, есть. Это ее единственное, поддающееся здравой оценке качество. И если по прошествии 15 лет ни на одну мелодию не сделано ремиксов Crazy Frog’ом, то значит, что она чрезвычайно и абсолютно не запомнилась. Зато есть…

Фильм снят по принципу массовой ручной работы, и тем самым исключительно напоминает богемский хрусталь. И вроде бы сделан не бездушной машиной ради чистой прибыли в соответствии с волчьими законами капитализма, а руками мастера, и вроде бы небесталанно… Однако то тут, то там находятся огрехи, там недодержали, там пережали, да и делает их мастер каждый день по дюжине на протяжении вот уже скольких лет…

Такова судьба массового кино 90-х.

Но с другой стороны, что сейчас поменялось? Вроде бы сейчас комиксы экранизируют мастера своего дела, с использованием всех наработок, от CG и 3D до системы Станиславского, и актеры подбираются не только по внешним данным, но и по умению играть, и сценарии пишут не просто члены профсоюза сценаристов, который, как и все профсоюзы, нужен только для взносов и стачек, а мэтры… Ан все же нет.

Секрет искусства украшения металла зернением утерян многие века назад, и уже нет надежды его найти. Там, где даже не гении, а просто талантливые ремесленники прошлого умудрялись посадить по 5 - 7 капель металла, даже самая умная современная машина с не трясущимися поутру манипуляторами и без боли в станине превозмогает только 3…

Именно поэтому иногда, когда порой хочется оценить не вычурную и гламурно-блестящую современную красоту, а простое очарование пусть и не очень тонко, зато весьма и весьма любовно и крепко сделанной вещи, мы обращаемся к прошлому.

И пусть это еще не антиквариат, ведь и он на самом деле интересен не всем, а только лишь ценителям да тем, кто понимает, что это стильно (плюс неплохое вложение денег). Это уже порядочный раритет, обладание которым еще не делает человеку статус, но уже согревает его самим фактом.

Во поэтому и стоит посмотреть, оценить такие фильмы. Ведь хуже не станет, да и о потерянном времени жалеть особо не придется – не понравиться, так хоть изучишь историю данного направления человеческого творчества. Ведь классики учат – не зная истории, не познать будущего, да и в современности разобраться не всегда удается.

Поэтому – учите историю!