Найти тему
Виктория Новак

Какие нарциссические защиты используют люди

Хотела написать «мы все используем», но передумала, потому что за ВСЕХ вот так сказать не могу. Но я не видела людей, которые бы их не использовали, и вы сейчас поймете, почему.

Раз уж мы с вами давно разделили нарциссизм на хороший и плохой, то уж должна оговориться, что в данной статье имеется в виду, что все люди, имеющие нарциссический радикал, их используют. А уж хорошие они нарциссы или плохие - зависит от того, какие еще копинг-стратегии у них в багаже есть. Об этом тоже поговорим.

Вот пишу я статью и думаю, а вдруг она не просто не залетит, но еще и будет осуждена. Люди прочитают и решат, что я плохой психолог. Может так быть? Конечно. Я полностью отдаю себе в этом отчет. Какие защиты я использую, чтобы продолжать писать?

1. Я могу «отфутболивать» от себя мысль, что статья может быть плохая, пару раз перечитаю, а потом перейду к новой статье, потому что времени на их написание у меня, увы, не так много.

В данном случае моими нарциссическими защитами будет идея моей грандиозности и рассеянность (как вариант: спешка).

2. Я могу бояться своего унижения и вчитываться в комментарии, которые мне пишут, чтобы вовремя удалить негатив из ленты и из головы. Параллельно буду повторять про себя лестные отзывы, полагая, что хвалят меня люди умные, а хулят – наоборот.

В данном случае моими защитами выступают – параноидная проекция и идеализация.

3. Я могу злиться на психологов, которые выдвигают эту тему в массы, что они как будто заставляют людей видеть то, чего нет. А меня – писать об этом. А еще могу, естественно, начать обвинять аудиторию, что она меня неправильно поняла.

Здесь я защищаюсь злостью и обесцениванием.

4. Могу чувствовать себя самозванцем и заранее определю, что статья – фигня, а я - неудачница.

Здесь я само-обесцениваюсь, избегаю решения и ухожу в себя.

5. Я могу писать статью так, чтобы стараться понравиться своему читателю. Пока не доведу ее до идеала, не отправлю.

Здесь можно поприветствовать мой перфекционизм.

Помимо описанных, к нарциссическим также относятся следующие формы поведения: всемогущий контроль, идеализация (и себя, и другого), отстраненность, нападки на все хорошее и т.д.

Нарциссические защиты у нас были, есть и будут, потому что жизнь полна нарциссических ран. Выбор каждой конкретной защиты зависит от моей психической организации, от самого материала и от многих факторов в виде времени написания статьи, погоды за окном и т.д. Но базовые 3-4 у меня все же имеются.

От чего они защищают? От чувства неполноценности, неадекватности, стыда, унижения, зависти и ярости.

Какие не-нарциссические защиты у людей есть: искренний интерес, вовлеченность, эмпатия, принятие амбивалентности ВСЕГО (!), способность признать вину и ошибку, но не присваивать их. И все это есть проблемные зоны при плохом нарциссизме.

Например, некоему Васе доставляют бутылями воду домой. И однажды во время дождя курьер пришел в грязных брюках и наследил на полу. Вася ненавидит убираться и пытается унизить курьера так, как будто это - единственный способ привлечь человека к выполнению его обязанностей. Мораль Васи деформирована нарциссическими нарушениями и в его голове унижение – самый «любимый» способ мотивировать других.

Он так же и к себе относится. Но его унижению мешают все остальные нарциссические защиты. Вася проецирует свою ненависть к себе за то, что ему приходится мыть полы (а не найти домработницу), или о том, что не может себе организовать чистую воду из крана. Его «психическая экономика» состоит из силовых игр: «либо ты унижаешь, либо ты слабак, которого будут унижать другие».

Для нарцисса признать недостатки других – значит не просто выразить свою слабость, но и признать, что ты никуда не можешь деться, ничто не можешь поделать с тем, что твой мир окружают слабаки, а, значит, слабый ты сам. Вроде как, если ты не можешь исправить этот мир, то приходится признать, что такие слабые и жалкие люди ТЕБЕ НУЖНЫ. И, значит, ты не просто не самодостаточен, ты и сам жалок, а, может, и хуже их, раз не можешь отделаться от них.

Даже в том, что кто-то потоптал на его полу, нарцисс видит нападку на свои границы. Строго говоря, это и есть нападка, но нарцисс не может себе позволить допустить, что кому-то это разрешено. Ведь в его глазах он уже и так слишком низко пал.

А вот Вениамин Степанович (имя вымышленное) много рассуждает о политике и втягивает оппонентов в дискуссии, чтобы выведать их политические воззрения. Однако это ему надо не столько для того, чтобы приобрести союзников, сколько для того, чтобы смочь самоутвердиться за счет тех, кто не найдет достаточно доказательств своей позиции.

У Вениамина Степановича есть сильное желание выглядеть всемогущим, контроль за чужими мыслями и выстраивание отношений с позиции родитель-ребенок.

Елена (история из медицинского справочника) обращается к психотерапевту, потому что давно находится не в отношениях и не может найти подходящего мужчину. Эта девушка постоянно в детстве скучала по маме, которая много работала и отказывалась забрать ее у бабушки, у которой Елена жила. Во время терапии с мужчиной-психологом, у девушки, когда она узнала об отпуске терапевта, резко начался регресс, в котором она обвинила психолога.

У Елены злость к терапевту началась из-за страха зависимости по отношению к нему, стыда за то, что САМА она пока не контролирует свои эмоциональные проявления, и за то, что ей все-таки нужен психолог. Отпуск терапевта символизировал для Елены, что психолог независим от нее, а она от него наоборот, что напомнило ей о покидающей маме.

Зависимость Елены заставляет ее чувствовать себя уязвимой. Ей хочется сбросить это ярмо, она злится на терапевта, что он как будто заставляет ее себя так чувствовать. Но и проецирует свою злость на терапевта, думая, что он как будто нарочно ее бросает без помощи. Она завидует его способности привязать к себе ее, а также способности быть в ладу с самим собой, даже если она на него злится.

Нападки на терапевта могут отражать потребность Елены разрушить то хорошее, что она получает от терапии. Так она избегает зависти к терапевту за то, что он на нее влияет больше, чем она на него.

И именно это объясняет, почему нарциссы включают холодность и пренебрежение внезапно и болезненно для собеседника. Как только они чувствуют, что сильно привязываются, так сразу же ищут повод, чтобы охладить пыл другого, а заодно и получить удовлетворение от того, что тот, кто раньше, казалось, имеет на ними власть, сейчас обескуражен или даже ранен.

Когда включаются нарциссические защиты? Защиты вообще включаются, когда организм испытывает стресс, но именно нарциссические включаются в беспомощности. Там, где человек не может опираться на себя и отчаянно хочет найти того, на кого можно, а тот не находится. Нарцисс переживает разочарование за разочарованием, но вместо того, чтобы назвать это «человечностью» и обычным ходом вещей, называет это вероломством и ищет чего-то другого.

Поэтому традиционное деление нарциссов на «положительно заряженных» (со склонностью к грандиозности, позерству и злобе) и «отрицательно заряженных» (гиперчувствительных, вечно униженных, обидчивых) лишь отчасти обрисовывает картину. Нарциссические личности или эпизоды из жизни остаются нарциссическими, вне зависимости от их знака. А вот защиты у личности, склонной к нарциссизму, обычно СВОИ конкретные и именно они обуславливают отнесение индивидуума к + или -.

Чем больше у человека в жизни беспомощности, тем больше он искажает свой собственный опыт. Используя защиты, человек получает возможность как будто режиссировать свой опыт, а не быть пассивным поглотителем беспомощности.

Когда нарциссических ран много, удовольствие от постоянного разочарования в людях начинает заменять (!) удовольствие от других более подлинных, но менее надежных процессов. И человек может зациклиться в разочаровании, так и не признав, что реальность не такая, какую хочется.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Границы как профилактика токсичности

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии