Найти тему
56-я Параллель

Шойгу: В России осваивают производство двигателей Д-18Т для Ан-124 "Руслан"

Ан-124-100
Ан-124-100

Стало известно, что в России освоят производство двигателей семейства Д-18Т для тяжелых транспортных самолетов семейства Ан-124 "Руслан". Об этом на селекторном совещании сообщил Министр обороны РФ Сергей Шойгу.

По его словам, начало серийного производства глубокомодернизированных авиационных турбовентиляторных двигателей Д-18Т новой серии с большим ресурсом и увеличенной тягой запланировано на 2027 год.

Стоит отметить, что трехвальный двигатель с высокой степенью двухконтурности Д-18Т был разработан в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро «Прогресс» для транспортных самолётов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» и выпускался на мощностях предприятия «Мотор Сич».

Согласно воспоминаниям главного конструктора ЗМКБ «Прогресс» В. А. Лотарева, на начальном этапе проекта в 1967 году за основу первого варианта двигателя Д-18 лёг американский двигатель с высокой степенью двухконтурности General Electric TF39 тягой 18,2 тонны.

Американец GE TF39 был в свою очередь разработан в 1964 году специально для военно-транспортного самолета Lockheed C-5А Galaxy и являлся перовым в мире турбовентиляторным двигателем большой мощности с высокой степенью двухконтурности 8:1. То есть, на то время это был самый экономичный двигатель в своем классе.

Lockheed C-5А Galaxy
Lockheed C-5А Galaxy

Однако на начальном этапе в результате проработки проекта изделие Д-18 выяснилось, что американская силовая установка TF39 оказалась чисто военным и низкоресурсным изделием с межремонтной наработкой до 1000 часов, что не устраивало Министерство авиационной промышленности СССР.

В МАП же планировали, что разрабатываемый турбовентиляторный двигатель большой мощности Д-18 тягой до 25 тонн будет иметь возможность использования не только для сверхтяжелого военно-транспортного самолета "изделие 200" - будущего Ан-124, но и в качестве пригодной силовой установки для первого перспективного советского гражданского широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86.

Разрабатывать же с нуля такой мощный двигатель по тем временам было не только огромным техническим риском, но и грозило КБ репутационными и финансовыми издержками.

Ан-124-100
Ан-124-100

Более того, для этого требовалось решить не только множество технических и конструктивных проблем, но и освоить новые методы расчетов, разработать новые материалы и технологические процессы, а также построить новые производственные и испытательные цеха.

В результате для минимизации рисков в 1973 году было принято решение разработать версию двигателя, получившего проектное обозначение «изделие 18Т», на основе удачного опыта разрабатываемого двигателя меньшей мощности и размерности Д-36.

В 1980 году первый опытный полноразмерный образец с индексом 18Т01 приступил к стендовым испытаниям. К концу 1981 года испытания показали, что межремонтный ресурс двигателей составляет порядка 1300 часов, что уже было приемлемо для продолжения работ по данной силовой установке.

Двигатель Д-18Т серии 3
Двигатель Д-18Т серии 3

К тому времени было собрано уже 6 опытных образцов и 4 предсерийных двигателя. Один из опытных двигателей с индексом 18Т05 был установлен на летающей лаборатории Ил-76, в составе которого в марте 1982 года он приступил к летным испытаниям.

В том же году параллельно с летными испытаниями, 4 предсерийные силовые установки 18Т07 - 18Т10 были установлены на первый опытном экземпляре самолета Ан-124, который 24 декабря 1982 совершил свой первый полет.

Доводка двигателя и завершение госиспытаний продолжалась до февраля 1987 года. К тому времени удалось довести межремонтный ресурс двигателя первой серии Д-18Т до 4000 часов.

В том же году на вооружение в военно-транспортной авиации начал поступать и Ан-124, а уже в начале 1988 года с двигателями Д-18Т состоялся первый полет самого тяжелого в мире транспортного самолета Ан-225 "Мрия".

Замена двигателя на самолете Ан-124-100. Источник фото imgproc.airliners.net
Замена двигателя на самолете Ан-124-100. Источник фото imgproc.airliners.net

Стоит отметить, что конструктивная модульная компоновка двигателя Д-18Т, начиная с серии 3, позволяет осуществлять эксплуатацию до 20000 часов без капитального ремонта в заводских условиях.

Что касаемо заявления Сергея Шойгу, об освоении производства в России двигателей линейки Д-18Т, стоит также отметить, что глава военного ведомства не уточнил, где будет осваиваться и на каком именно предприятии планируют наладить производство двигателей этой линейки.

Тем не менее известно, что капитальный ремонт двигателей Д-18Т украинского производства для самолетов Ан-124 российских авиакомпаний осуществляет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-18Т
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-18Т

За все время на УЗГА прошли капитальный ремонт 49 двигателей Д-18Т, что позволило продлить срок эксплуатации российских тяжелых транспортников Ан-124 с 20 до 45 лет. Возможно там же и будет организован мелкосерийный выпуск данных силовых агрегатов, особенно если учитывать что уральские специалисты уже имеют богатый опыт по двигателям Д-18Т.

Помимо этого, на сегодняшний день на мощностях УЗГА приступили к мелкосерийной сборке турбовинтовых двигателей ВК-800С, которые впоследствии начнут устанавливать на выпускаемый лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт ЛМС-901 «Байкал», признанный заменить устаревший биплан Ан-2.

В завершении также стоит отметить, что ранее в Объединённой авиастроительной корпорации допустили возобновление самостоятельного производства тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» на российском заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.

В июне 2018 года предприятие разместило заявку на портале госзакупок по выполнению работ по оценке состояния технологического оснащения завода для производства модернизированной версии самолета Ан-124-1-М. Тем не менее тогда в пресс-службе ПАО «Ил» отказались давать какие-либо комментарии по данному вопросу.

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!