Азербайджан увеличил импорт электромобилей, однако пока в стране для них отсутствует в полной мере инфраструктура, заявил советник министра экологии и природных ресурсов Расим Саттарзаде.
По его словам, в стране продолжается создание инфраструктуры для использования экологически чистого вида транспорта, повышается его финансовая доступность, с этой целью создана специальная рабочая группа в правительстве.
Он отметил, что в результате мер в стране расширилось использование экологически чистого транспорта. Так, в 2023 году в республику было импортировано в 19 раз больше электромобилей, чем в 2021-м.
Для справки приведем данные Государственного таможенного комитета, согласно которым в прошлом году в Азербайджан было импортировано 14 098 гибридных автомобилей стоимостью $386,29 млн, а также 3 102 электромобилей на сумму $125,27 млн.
Для увеличения доли электромобилей в транспортном парке страны в рабочую группу, помимо профильных госструктур, были привлечены представители частного сектора, что должно поспособствовать в будущем повышению финансовой доступности таких машин, защите прав потребителей и развитию конкурентной среды, добавил Саттарзаде.
"В течение 2024 года планируется подготовить новые предложения по ограничению использования старых автомобилей, провести работу по их утилизации, наладить деятельность в области утилизации аккумуляторов электромобилей согласно международной практике", – добавил советник министра.
Несмотря на увеличение количества экологически чистых транспортных средств, в стране по-прежнему в основном используются старые автомобили. В Азербайджане зарегистрировано более 1,7 млн транспортных средств, 2% из которых – не старше двух лет с даты выпуска, 3% – от 2-х до 5-ти лет, 11,9% – от 5-ти до 10-ти лет, 83% – старше 10 лет.
Почему электромобили не очень популярны в стране?
Известный азербайджанский специалист в области транспорта Эльданиз Джафаров, который входит в состав рабочей группы, в беседе со Sputnik Азербайджан отметил, что пока новых предложений по ограничению эксплуатации старых автомобилей не разработано. Что касается причин медленного роста доли электромобилей в автопарке страны, то тут можно назвать ряд факторов, главным из которых он считает элементарную нехватку электрозаправочных станций.
"Население проявляет высокий интерес к электромобилям, однако многие не покупают их ввиду отсутствия нужной инфраструктуры. Дело в том, что практически все электрозаправочные станции сконцентрированы в Баку, в регионах их очень мало. В связи с этим граждане считают, что покупка таких автомобилей может оказаться нерентабельной или придется ограничиваться поездками по Баку и Абшерону", – сказал Джафаров.
Поэтому эксперт предлагает правительству сделать обязательным наличие на всех АЗС хотя бы одного терминала для подзарядки электромобилей.
В Азербайджане начали страховать электромобили
В июле 2023 года местные страховщики разработали новый страховой продукт для электромобилей. Впервые в истории страны обладатели таких авто получили возможность приобрести пакет страхования каско. Отметим, что стоимость полиса зависит от технических характеристик и года выпуска транспорта. Страховщики пошли на уступки водителям, сделав возможной оплату страховой премии в рассрочку, частями в течение несколько месяцев.
Освобождение от таможенных пошлин
В 2022 году Кабмин АР освободил импорт электромобилей от таможенных пошлин. Решение касается легкового транспорта не старше трех лет.
Также освобожден от уплаты таможенных пошлин ввоз аккумуляторов и оборудования для зарядки электромобилей.
Отметим, что в рамках программы по снижению выбросов углерода Азербайджан так же, как и другие страны, присоединившиеся к климатическому проекту, вносит изменения в законодательство с целью поощрения использования электрокаров и гибридных автомобилей.