Найти тему

Можешь не писать - не пиши! Или почему поэты пишут стихи?

Что заставляет художников, поэтов, писателей рисовать, писать, творить? Деньги, слава, признание? Очень часто многие из них отвергали все это во имя искусства. Для ответа на этот вопрос присмотримся к творческим личностям пристальнее.

Как правило, о них деликатно говорят, как об очень чувствительных и легко ранимых людях. Мне, человеку выросшему, на советской классике вспоминается яркий момент из фильма «Покровские ворота», когда Лев Евгеньевич, пытаясь покорить сердце Людочки, рассказывает ей о судьбе Камоэнса, Сервантеса, Вийона и других. Она почти плача восклицает:

Он что, тоже умер?

Да, его зарезали или повесили.

Боже... И что, все поэты - вот так?

Почти.

Ах! Они все как сговорились.

Да, Вы правы, есть какая-то загадка...

Для богемного образа жизни характерны употребление алкоголя, наркотиков, перверсии, суициды и суициды, которые плохо замаскированы под дуэли или несчастные случаи. Все это является тяжелыми симптомами крайнего напряжения психического аппарата. Очевидно, что «какая-то загадка», о которой говорит Лев Евгеньевич, является закономерностью, причиной которой является напряжение и возбуждение психики людей искусства, которое приводит их к раннему и трагическому финалу. Владимир Семенович Высоцкий сделал в своих стихах очень точное наблюдение:

Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт,

А если в точный срок, так в полной мере:

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же — в петлю слазил в «Англетере»

Далее в этих стихах Владимир Семенович, который сам «кончил жизнь трагически», напоминает нам о ранней гибели Маяковского, Байрана и Рембо и других поэтов. Можно предположить, что судьба многих художников, поэтов, артистов предопределилась невозможностью справиться со своими психическими проблемами. И тогда им на помощь приходило искусство. Ради возможности творить многие из них выбирали крайнюю нужду, безвестность, одиночество. Искусство помогало им справится с очень сложными эмоциональными переживаниями. Оно помогало им разместить в произведениях свои болезненные переживания.

Давайте прислушаемся, что известные писатели, художники, поэты сами говорят об их творчестве. Джексон Поллок говорил, что«Каждый хороший художник рисует, какой он есть.» Сэмюэль Батлер был более точен: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет.» Можно сказать, что Гюстав Флобер вложил всю душу в свою героиню, когда воскликнул: «Мадам Бовари - это я!» Но точнее будет сказать, что он разместил в ней свои чувства и тяжелые переживания, для того чтобы осознать их. Главный герой «проживает» эмоции своего создателя, трансформирует и возвращает их в удобном для понимания виде.

Создавая произведение искусства автор создает сюжет и героев, наблюдая за развитием их отношений, может не только испытать необходимые ему переживания, но и осознать свои внутренние конфликты и таким образом проработать их. Герой или герои произведения,являются инструментом для понимания эмоционального содержания внутреннего мира автора. Развитие сюжетной линии позволяет автору осознать искажения его психики, творчество, таким образом, имеет для автора терапевтическую ценность. Художник или автор, создает героя, как двойника самого себя, кажется, об этом говорила Фрида Кало словами: «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность.»

Но отдельно необходимо рассмотреть варианты произведения искусства, которые насыщенны чувствами и переживаниями. Автор сознательно размещает их в создаваемом произведении, но не для того, чтобы переработать их. Это делается для того, чтобы во время работы, в ходе творческого процесса, находиться в некотором эмоциональном состоянии, которое защищает его от натиска тяжелых переживаний. В таких произведениях искусства, как правило нет героев и сюжета, поэтому трансформация эстетического события в этическое не происходит, но такая задача и не ставится автором. На мой дилетантский взгляд таких произведений становится все больше. Насыщенность эмоциями, в том числе негативных, явное преобладание эстетического над этическим, отсутствие главного героя вот основные черты современного искусства. Кажется, в нем автор ставит единственной целью творчества извержения из своей психики непереносимых переживаний на холст, в скульптуру, в инсталляцию или на лист бумаги.

Если мы сумеем посмотреть на произведение искусства, как на зеркало, в котором мы можем разглядеть и понять наш внутренний мир, мы сможем ответить на вопрос о целях искусства. Веками основной его задачей видели изменение жизни и природы людей к лучшему. Действительно, если произведение искусства это инструмент понимания и гармонизации нашей психики, то цели искусства благородны и возвышенны.

Другие публикации автора:

Самоубийство Мерилин Монро или почему психотерапевты не пьют кофе с клиентами

Кожа, в которой жил Андрей Миронов

Александр Блок. Болезнь, психоз и смерть поэта.

Почему мужчины за сорок выбирают холостую жизнь?

#Высоцкий #искусство #Поллок #Флобер #психология