Мать Сашки умерла второго августа. Похоронили её на деревенском кладбище, рядом с мужем и матерью. Отца не стало два года назад, утонул. Мать сильно горевала, а когда ей поставили ещё и неутешительный диагноз, слегла. Умерла тихо, во сне. Совсем ещё не старая, 52 года.
Собрались родственники, две её младшие сестры с семьями, брат, многочисленные племянники. Больше всех переживали сёстры. Конечно после Сашки. Они иногда подкидывали на лето сестре своих детей, сами приезжали. Да и кормились с её огорода.
- Ну вот, Сашка, всё теперь на тебе, и хозяйство и родственники. А как же иначе, ты у нас теперь один деревенский житель. Мы завтра поедем, нам бы картошечки молодой, да огурчиков с собой. Мать то успела закатать чего? Нет! Как же теперь? А ты умеешь? Как жалко сестренку. Такая мастерица была. А уж помидорчики у неё, огурчики.
- Жалко.
- Ты, Сашка, найди материны рецепты и учись. А лучше тебе жениться. Хозяйка нужна в дом.
- Женюсь, но не сейчас. Мать только умерла. Кто же знал, что так всё будет.
- А и на примете есть кто?
- Есть.
- Уж не Дашка ли, которая на кухне торчит да еду подносит? Вот уж не знаю, как с ней и жить будешь. Она же меня в подвал не пустила. Да и мужикам не дала ключ от отцовского гаража. А там мать всегда лук подвешивала. Хотели посмотреть какой уродился. Ну, а мужикам ещё какой-то гаечный ключ был нужен. Почувствовала себя хозяйкой! Ты её поставь на место, пусть уважает родню!
- Ключ от гаража отец и раньше никому не давал, только маме. А теперь я там распоряжаюсь. Могли и у меня спросить.
- Мы же родня. Вот и сейчас тебе помогаем. Ключа пожалели.
Сашка хотел было ответить, но промолчал. Помощь от родственников была только с урожаем, и то в качестве едоков. К концу сезона каждый приезжал за своим, сестра не жалела, всего было много. Варенья, соленья. А пока был жив муж была и рыба с грибами. Про грибы и рыбу вспомнили.
- Сашка, а рыжики в лесу есть?
- Может и есть. Некогда мне было ходить, мать болела.
- Так значит и нет нисколько?
- Нет.
- А что у Дашки тоже нет?
- Это совсем плохо. Вот молодую картошечку с рыжиками бы. А у вас нет ничего.
- Всё, что было на стол поставили, да на поминки оставили.
- Ладно. Пока обойдёмся. А картошечки нам накопай утром.
***
Родня уехала. Даша мыла посуду. После завтрака все ринулись на выход, не забыв про картошку. Даша перешла жить к Александру ещё при жизни его матери. Мать благословила сына и умерла. Свадьбу сыграть не успели. Даша была уже беременна, но расписаться они решили только через год.
- Как мне от родственников отделаться. Мама приучила сестёр, тёток моих, вообще обнаглели. Дядька тот не лезет, да и приезжает редко, далеко живёт.
- А я замок на подвал повесила, они везде стали ползать. Ну я и подумала...
- Правильно подумала. Мне всегда было неприятно, что они шарят по дому. А ещё их дети всё лето под ногами. У мамы отпуск почти всё лето, каникулы, вот они и пользовались. Учительнице от детей отдохнуть не давали. И от гаража ты ключ не дала, тоже правильно. Отец их туда не пускал. Это за два последние года они обнаглели. А прошлым летом вообще заявили, что надо увеличить теплицы и грядки. Мама уже болела, а им всё равно. Вот как теперь с ними быть?
- Ничего, мы справимся. Когда они за картошкой приедут?
- Обычно в последние выходные августа. Мы как раз же копали перед сентябрём, чтобы маму от работы не отвлекать. Вот копать они помогали. Единственная польза от них.
- Отлично.
- Что, отлично?
- Выкопаем, хорошую уберём, а мелочь обратно зароем. Сделаем вид, что ничего не трогали.
- И ты думаешь они не поймут?
- Нет. Мы всё аккуратно сделаем, только начать надо будет раньше. Тихонько выдернуть куст, выбрать что надо и обратно посадить. Она уже вянет, будет незаметно.
- Я уже смеюсь.
- Смеяться будем потом. Работы много. Не надо столько грядок в огороде, для себя хватит меньшего. В следующее лето я не смогу сидеть на грядках с ребёнком. А для твоей родни пахать не буду.
- А и не надо. Как ты и сказала, будет минимум для нас. А картошки нам хватит?
- Если не хватит, то у моих родителей возьмём. Но думаю, обойдёмся без этого.
***
- Сашка, а чего картошка у тебя плохая. Одна мелочь.
- Не знаю. Может дальше будет хорошая.
- А чего это тебе Дашка не помогает.
- Беременная она. Да и обед надо кому-то готовить.
- Охомутала тебя. Ну теперь всё. Уж лучше бы ты себе попроще девушку нашёл, которая бы нас уважала. Она хоть с детьми обращаться умеет?
- Умеет.
- А может это и хорошо. Она же дома будет сидеть в ближайшее время. Вот и будет на каникулах с нашими детьми сидеть, твоими, между прочим двоюродниками. Они уже не маленькие, может и ей помогут.
- За вашими детьми смотрите сами. Я на себя не возьму ответственность за подростков. Я работаю. А Даше не позволю, да она и сама не возьмётся за это дело.
- Вот оно как! Родня!!! Я ведь сразу сказала, что не пара она тебе. Хорошо, что мать не видит.
- Мама нас благословила, ей Даша понравилась.
- Даже так. Ладно, тогда и говорить не о чем. Плохая у вас картошка. А грибы были?
- Мы не ходили. Я работаю, а Дашу одну не отпускаю. Собираем картошку и обедать, потом докопаем.
- Сам и докопаешь. Нам такой мелочи не особо и надо. Эту всю заберём, а вам там хватит. Ройтесь хоть до весны. Обедать не будем.
- Как хотите.
- Как надумаешь с нами общаться – звони.
- А сейчас мы что делаем?
- Я имела в виду твою Дашу. Не наша. Не нравится она нам. Вот не будет её тут, тогда и поговорим.
- Ну тогда не о чем говорить. Она будет тут всегда.
***
Родственники иногда звонили, узнавали про личную жизнь Сашки, но ничего не менялось.
Даша родила сына. Через два года на свет появилась дочка. Они тихо расписались. Родственники поняли, что как прежде уже не будет. Не будет бесплатной няни, картошки, огурцов и грибов. Очень быстро их общение прекратилось совсем.
Может что-то было сделано неправильно?