Найти в Дзене
НЭБ

Как умеет любить поэт

Поэт Фёдор Иванович Тютчев всегда был любимцем женщин. Находясь в браке, он мог влюбляться в нескольких дам одновременно, или же успевать жить на две семьи. При этом все избранницы поэта были эталонными красавицами и самое главное – преданно любили Тютчева. Я встретил вас, и всё былое Известное стихотворение Фёдор Иванович посвятил своей первой любви – Амалии фон Крюденер. Когда они познакомились, ей было 14, ему 18. Тютчев был секретарём русского посольства в Мюнхене. Амалия, обладавшая утончённой красотой, острым умом, уже тогда была завидной невестой. Стать супругом внебрачной дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III мечтали многие, не был исключением и Тютчев. Юная красавица отвечала взаимностью поэту. Но родители девушки нашли для неё более «удачную» партию – секретаря русской дипломатической миссии барона Александра Крюденера, который был на 22 года старше супруги. Влюблённые встретятся вновь почти два десятилетия спустя в Санкт-Петербурге. Он – уже известный поэт, она – б
Оглавление

Поэт Фёдор Иванович Тютчев всегда был любимцем женщин. Находясь в браке, он мог влюбляться в нескольких дам одновременно, или же успевать жить на две семьи. При этом все избранницы поэта были эталонными красавицами и самое главное – преданно любили Тютчева.

Я встретил вас, и всё былое

Известное стихотворение Фёдор Иванович посвятил своей первой любви – Амалии фон Крюденер. Когда они познакомились, ей было 14, ему 18. Тютчев был секретарём русского посольства в Мюнхене. Амалия, обладавшая утончённой красотой, острым умом, уже тогда была завидной невестой. Стать супругом внебрачной дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III мечтали многие, не был исключением и Тютчев. Юная красавица отвечала взаимностью поэту. Но родители девушки нашли для неё более «удачную» партию – секретаря русской дипломатической миссии барона Александра Крюденера, который был на 22 года старше супруги.

Влюблённые встретятся вновь почти два десятилетия спустя в Санкт-Петербурге. Он – уже известный поэт, она – блистательная светская дама при дворе. В то время о красоте Амалии писали многие, ею были увлечены Пушкин, Вяземский, Тургенев, и даже российский император Николай I. Говорили, что с последним баронессу связывали далеко не дружеские отношения.

Эту юношескую привязанность поэт пронёс через всю жизнь, и даже на склоне лет писал дочери Даше о последней встрече с баронессой.

«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Ещё томлюсь тоской желаний

Мы не знаем, долго ли тосковал Тютчев, но довольно скоро он женился на Элеоноре Петерсон. Этот брак можно назвать мезальянсом: муж – молодой, пылкий двадцатидвухлетний человек; жена – недавно овдовевшая женщина с тремя маленькими сыновьями, к тому же старше супруга на шесть лет. Обвенчались они тайно и даже некоторое время скрывали свой брак.

Фёдор Иванович был счастлив. Он писал своим родным, что Элеонора любит беззаветно и готова принести свою жизнь в жертву его благополучию. Она окружила писателя заботой, создала домашний уют, пытаясь сводить концы с концами, так как жалование у Тютчева было небольшое. Первые годы супружества были прекрасными, пара побывала в России, у них родились три дочери – Анна (станет женой писателя Ивана Аксакова), Дарья и Екатерина. Но семейная лодка дала трещину, и в жизни писателя появилась другая – Эрнестина Дёрнберг, с которой он изменял жене долгих пять лет. Слишком поздно осознала Элеонора, что соперница моложе, красивее и главное – близка по духу Тютчеву. Преданная женщина решается на страшный шаг, пытается покончить жизнь самоубийством, ударив себя несколько раз кинжалом. Всё обошлось, Элеонору спасли соседи.

В надежде сохранить брак Тютчев обещает жене разорвать все отношения с баронессой Дёрнберг. Супруги поспешно покидают Мюнхен, перебираясь на время в Россию. Но вскоре дипломат Тютчев уезжает в Турин, на новое место службы, где его уже ждёт прекрасная Эрнестина.

В 1838 году Элеонора с тремя дочерьми отправилась к мужу в Европу на пароходе. Внезапно на судне случился пожар. Матери удалось спасти детей, но сама она получает большое нервное потрясение. Измены мужа, попытка самоубийства, морская трагедия сломили хрупкое здоровье женщины, и она скончалась в августе 1838 года. Говорят, что Тютчев был безутешен.

Ты, ты, моё земное провиденье!..

Однако уже в декабре того же года состоялась тайная помолвка Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг. Но и этот брак сложно назвать счастливым. Изменять новой жене Тютчев стал через год.

Эрнестина Дёрнберг
Эрнестина Дёрнберг

Эрнестина боготворила мужа, помогала ему и поддерживала его во всём. Надо отметить, что она была красива, образованна, остроумна и богата. Так богата, что Тютчевы жили на деньги супруги. А когда они только поженились, она выплатила двадцатитысячный долг поэта. Эрнестина усыновила дочерей Тютчева от первого брака, в их браке родились ещё трое детей – Мария, Дмитрий и Иван. Она полюбила Россию, выучила русский язык, много времени проводила в имении Тютчевых в селе Овстуг. Более того, чтобы сэкономить семейный бюджет, Эрнестина намерено уезжала жить в деревню, а Тючев оставался в столице. При этом всю материальную часть жизни супруга взяла на себя: сводила баланс, вела хозяйство, управлялась с детьми. И даже когда появилась другая и Тютчев стал жить на две семьи, Эрнестина осталась верна мужу и продолжала его поддерживать.

Так Эрнестина вновь оказалась в любовном треугольнике, только теперь уже не в роли разлучницы, а в роли преданной жены.

О, как убийственно мы любим...

Самые пронзительные стихи посвятил Тютчев своей последней музе – Елене Денисьевой. Когда они познакомились, ему было 47, а ей – 24. Их роман был тайным. Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева и могла спокойно посещать их дом. Елена Александровна обладала приятной внешностью, недюжинным умом, прекрасно говорила на французском и немецком языках и, конечно, мечтала выйти замуж за достойного молодого человека. Но судьба распорядилась иначе.

Их роман раскрылся, когда выяснилось, что уже практически выпускница Смольного Денисьева беременна от женатого мужчины. Разразился большой скандал, от девушки отвернулись подруги и родные, в том числе отец. Карьера фрейлины при императорском дворе, к которой она стремилась, теперь стала невозможной. Под угрозой оказалась и карьера Тютчева. Но влюблённые смогли перенести все горести судьбы, и вскоре у них родилась дочь Елена. А затем появились ещё два сына – Фёдор и Николай. По настоянию Денисьевой и с согласия законной жены Эрнестины дети получили фамилию отца – Тютчевы.

Все годы отношений Елена Александровна тяготилась своим статусом любовницы. Она не могла посещать общество, её нигде не принимали, часто не хватало денег, Тютчева постоянно не было рядом. К тому же она заболела чахоткой (современное название болезни – туберкулёз), и от прежней красивой и весёлой Денисьевой остался только след. Она просила Фёдора Ивановича выпустить сборник стихотворений, посвящённых ей, и указать адресата – но поэт не мог это сделать, ведь официальной женой была Эрнестина.

И только несколько раз в году Елена была счастлива, могла называть себя «мадам Тютчева» и не бояться сплетен – это бывало за границей, куда она выезжала со своим возлюбленным.

14 лет длилась эта связь. Все эти годы Елена посвятила Тютчеву и боролась за любовь. После третьих родов здоровье женщины стало резко ухудшаться, туберкулёз прогрессировал. В возрасте 38 лет Елена Денисьева умерла. Её смерть стала невосполнимой утратой для поэта. Он обвинял себя в том, что не ценил жертвы любимой и что сделал её изгоем в обществе. Их дочь Елена и маленький Николай скончались через год от туберкулёза. Сын Фёдор воспитывался у старшей дочери Тютчева – Анны. Он единственный из всех детей Елены Александровны стал взрослым, прожил 56 лет, а умер от ран, полученных на фронте в 1916 году.

Любовь Тютчева и Денисьевой сохранилась в известном «Денисьевском цикле», собранном из нежных воспоминаний, страстных, горьких переживаний.