В Эрмитаже и Лувре хранятся две версии одного шедевра, тонко передающего чувства. Это «Психея, ожившая после поцелуя Амура», хотя в Эрмитаже её зовут просто «Амур и Психея», — изысканная скульптура, появившаяся на свет из-под резца итальянского виртуоза Антонио Кановы в конце XVIII века.
Всё началось с легенды
Работу у скульптура заказал английский полковник, которого искренне будоражил миф об Амуре и Психее.
Психея, смертная женщина непревзойденной красоты, невольно вызвала ревность Венеры, богини любви. Страдая от зависти, Венера приказывает своему сыну Амуру заставить Психею влюбиться в самое отвратительное существо на Земле. Однако, увидев Психею, Амур сам глубоко влюбляется.
Вместо того чтобы подчиниться злобному желанию матери, бог любви увозит Психею в великолепный дворец, где встречается с ней только под покровом ночи, запрещая ей видеть его лицо. Их тайный союз — сплошное блаженство, но любопытство Психеи и злые советы завистливых сестер заставляют ее предать доверие Купидона. Стремясь разглядеть лицо своего таинственного возлюбленного, она зажигает лампу, пока он спит, и случайно обжигает его горячим маслом. Преданный и раненый Купидон бежит, оставляя Психею скитаться по Земле в поисках своей потерянной любви.
Теперь Психея беззащитна перед Венерой. Богиня отправляет смертную в подземный мир, чтобы выпросить у жены бога смерти Прозерпины некий сосуд, хранящий секрет вечной красоты. Психея не выдерживает любопытства и вскрывает сосуд до того, как принести его Венере. Оказалось, что в нём хранилась тьма, от которой Психея погружается в беспробудный сон.
Амур же, излечившись от ран обращается к Юпитеру, царю богов, с просьбой вмешаться. Тот, вдохновленный этой историей любви, дарует девушке бессмертие. Амур спускается в подземный мир и целует возлюбленную — Психея просыпается, и вместе они возвращаются на Олимп, где происходит их свадьба. Момент поцелуя мы и видим на шедевре Кановы.
Как творил скульптор
Канова, скульптор, нашедший свою музу в области мифологии и человеческой формы, воплотил в этом творении самую суть романтизма. Нежные объятия Купидона, пробуждающие Психею, создают сцену уязвимости и возрождения, их фигуры переплетаются в симфонии мрамора, говорящей об омолаживающей силе любви. Внимание к деталям, от тонких текстур кожи и ткани до нюансированных выражений любви и пробуждения, демонстрирует непревзойденное мастерство Кановы и глубину его художественного видения.
Но помимо красоты, «Амур и Психея» воплощает в себе богатый символизмом и древними преданиями сюжет, почерпнутый из «Золотого осла» Апулея. Это визуальная ода любопытству, опасностям, которые оно манит, и искуплению, которое дает любовь. Психея, погруженная в божественную дремоту после того, как поддалась запретному любопытству, воскресает благодаря нежному вмешательству Купидона, символизируя способность любви победить все, даже окончательность смерти.
Осмотреть со всех сторон
Современники восхищались динамичной композицией скульптуры, которая приглашает зрителей кружить вокруг, открывая новые перспективы и эмоциональные глубины на каждом шагу. Раньше под основанием работал механизм, который позволял прокручивать скульптуру по часовой стрелке. Так зрители могли осмотреть со всех сторон — интересная, необычная техника, которую придумал Канова, чтобы пригласить зрителей к участию и выйти за рамки единственной перспективы. Сейчас механизм не работает, однако и в Эрмитаже, и в Лувре, скульптура стоит так, чтобы посетители могли обойти и осмотреть её со всех сторон. А мы можем посмотреть фотографии.
В целом, «Амур и Психея» — это не просто художественное воплощение двух мифологических фигур, а визуальная симфония, передающая суть их эпической истории любви. Работа Кановы приглашает нас задуматься о силе любви, испытаниях, через которые она проходит, и возрождении, которое она обещает. А легенда о двух влюбленных напоминает нам о том, что любовь в своей истинной форме требует храбрости и обладает магической силой возрождения души.