Редакция EdDesign Mag отправилась в образовательную поездку в Японию. Главная тема нашей поездки: дошкольное и начальное образование.
Первое место, в котором мы побывали, ー легендарный детский сад Fuji, спрокетированный архитектором Такахару Тезуки. 25 лет назад Секиичи Като (на групповом фото ー он в центре) купил частный детский сад Fuji: он стал и владельцем, и директором садикаа. Господин Като решил перестроить здание ー и дал карт-бланш архитектору Такахару Тезуки. В итоге получилось здание, которое по достоинству оценили и архитекторы (Fuji получил несколько архнаград), и дети (которым очень нравится бегать по крыше садика и играть во внутреннем дворе).
Детский сад построен в форме овала, рассчитан на 700 детей от трех до шести лет. Его главная идея: пространство без границ и барьеров. Раздвижные прозрачные двери, ведущие во внутренний двор, открыты большую часть года, чтобы дети могли свободно перемещаться из здания во двор. Основное игровое пространство детского сада ー крыша одноэтажного здания.
Конечно, у нашей группы были большие ожидания: это очень известный детский сад, один из самых известных образовательных архитектурных проектов.
Но ощущения от Fuji оказались противоречивыми:
1. В интернете садик обычно показан сверху, и его форма поражает: кажется, что внутри садика много воздуха и пространства. В реальности здание пропорционально оказалось совсем другим, каким-то плоским.
2. Детский сад кажется слишком простым и… пустым. На крыше и во внутреннем дворе нет ничего, кроме газона. Такая простота кажется непонятной. В этом детском саду объективно нет ничего такого, что мы бы назвали революционным или технологичным.
3. Ну и самое удивительное: место, которое считается жемчужиной архитектурного образования, явно требует ремонта. Мебель, все деревянные поверхности, элементы раздвижных дверей изношены, потерты; краны во дворике - перемотаны изолентой.
Также спокойно японцы относятся к естественному старению здания (в нем живут дети, они оставляют свои следы) и к кажущейся пустоте детского сада.
Как объясняет директор детского сада Секиичи Като, внутренний двор не нуждается в дополнительном оборудовании. Там установлены только краны для игры с водой. Во дворе есть небольшие перепады ландшафта, которые дают ощущения тела и баланса, развивают вестибулярный аппарат. Во дворе есть мелкие камни, которые развивают моторику во время игры. Двор «реагирует» на погоду: газон может быть мокрым, грязным, истоптанным. И если дом должен содержаться в чистоте, то грязьー это часть природы. Дети гуляют в любую погоду, как во дворе, так и на крыше: «Как рыба не может жить в стерильной воде, ребенок не может жить в "чистой", тихой, контролируемой и безопасной среде. Мы связаны с естественной средой, с неидеальной природой».
На самом деле, как говорит куратор журнала EdDesign Mag Елена Вавилова, эти противоречия вполне объяснимы. Они связаны с локальным контекстом и местной культурой: в Японии очень уважительно относятся к простоте и естественности природы ー нетронутого леса, поляны, камня. Они хороши сами по себе. Это отличает японский подход от европейского, где все превращают и переделывают: поляну ー в газон, лес ー в парк, естественное ー в функциональное.
Еще один известный проект архитектора Такахару Тезуки, который нам удалось посетить, ー это детская площадка Woods of net. Над этим проектом он работал вместе с японской художницей Тошико Хориучи Макадам. Художница связала все сетки для павильона вручную, на это у нее ушло больше тонны разноцветной пряжи. Сейчас такие элементы в игровом пространстве не кажутся нам чем-то необычным, но эта площадка была создана еще в 2009 году ー и тогда это было новшеством.
Сам павильон Такахару Тезуки спроектировал в традициях деревянного японского зодчества. Игровая площадка находится в музее под открытым небом Hakone ー в нескольких часах езды от Токио. Она была приобретена музеем Хаконе как произведение искусства.