Найти в Дзене
ART FLASH Magazine

От Гальяно до Баленсиага: в чем причина популярности модного кино

Оглавление

Вавра Софья

С момента выхода одной из самых громких fashion-кинолент «Дом Gucci», представленной Ридли Скоттом в 2021-м году, фильмы и сериалы о дизайнерах и модных брендах стали всё чаще появляться на больших экранах. История об убийстве наследника дома Маурицио Гуччи увеличила количество поисковых запросов на винтажные вещи бренда на 270%, а продажи Gucci на ритейл платформах значительно возросли.

Кадр из фильма «Дом Gucci»
Кадр из фильма «Дом Gucci»

В начале этого года модные новинки  вновь захватили стриминговые площадки. Первым вышел биографический сериал про испанского модельера «Кристобаль Баленсиага». Затем Apple TV+ выпустил историю Кристиана Диора – сериал «New Look: Революция стиля». А 8-го марта для зрителей станет доступен документальный фильм о Джоне Гальяно High & Low: John Galliano. Чем же обоснован такой подъём интереса к теме моды в кино? Мы поговорили об этом с экспертами: кинокритиком и автором телеграм-канала «Што это было» Ксенией Балюк и журналистом и автором блога о моде Post Wintour Анной Махориной. О том, насколько выгодно для кинобизнеса снимать модное кино, зачем и без того именитым брендам повышать медийность и как же создаются fashion-фильмы и сериалы, читайте в нашем материале.

Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»
Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»

Ксения Балюк. Журналист, кинокритик, автор телеграм-канала «Што это было»

Могут ли художественные биографические картины быть достоверными? И бывает ли такое, что в документальную биографию добавляют художественные элементы и вымысел?

Ответ кроется в слове «художественный», что подразумевает «творить», «создавать», то есть по-простому «выдумывать». Получается любой фильм без приставки «документальный» априори является в какой-то степени неправдой. Но иногда и документалка не исключает авторского вымысла — некоторые режиссеры-документалисты могут увлечься подтасовыванием фактов.

Почему режиссёры и продюсеры стали чаще обращаться к модной индустрии? Выгодно ли это для кинобизнеса с коммерческой точки зрения?

Мода — это красота и деньги. А высокая мода — это великая красота и большие деньги. Именно поэтому сегодня именитые режиссёры снимают кино под началом люксовых брендов. Так, Педро Альмодовар представил в Каннах короткий метр «Странный образ жизни» производства Saint Laurent Productions. Это, кстати, первый модный дом, который создал дочернюю продакшн-компанию. Сейчас она занимается двумя полнометражными картинами вместе с Паоло Соррентино и Дэвидом Кроненбергом. Также компания планирует сотрудничать с Гаспаром Ноэ, который ранее уже снимал рекламные ролики для Saint Laurent.

Кадр из фильма «Странный образ жизни»
Кадр из фильма «Странный образ жизни»

Какой основной аспект или тема, по Вашему мнению, делает фильмы о дизайнерах привлекательными для широкой аудитории? Что вызывает интерес у зрителя?

На мой взгляд, зрителем движет вуайеризм. Желание подглядеть за знаменитостями у нас в крови. Причём не только за реальными, но и за выдуманными тоже. Отмечу «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона о несуществующем британском кутюрье Рейнольдсе Вудкоке. Эта драма не похожа ни на что: тонкая, пугающая история созависимости, которая обнажает тёмную сторону творчества дизайнера.

Кадр из фильма «Призрачная нить»
Кадр из фильма «Призрачная нить»

С точки зрения композиции кино, какой момент биографии интересней для начала сюжетной линии: предыстория или поворотный драматический момент?

Универсальной формулы не существует, конечно. Но наиболее часто, пожалуй, сегодня используют поворотный драматический момент в качестве зачинки: так можно довольно ёмко и быстро обрисовать фигуру главного героя — причём неважно, реального или нет.

Анна Махорина. Фэшн-журналист, автор блога о моде Post Wintour

Что такое хороший фильм про дизайнера? Какие у него критерии?

Для меня требования к хорошему фильму про дизайнера такие же, как к хорошему фильму на любую другую тему, — чтобы было интересно, захватывающе и с идеей. В отношении кино про фэшн-личность, наверное, ещё должно быть познавательно. Например, чтобы студенты или просто те, кто только входит в индустрию моды, узнали что-то новое.

Какова роль фильмов о жизни дизайнеров в формировании образа модной индустрии для широкой аудитории? Могут ли такие фильмы повлиять на восприятие моды в целом?

Я думаю, фильмы про дизайнеров знакомят широкого зрителя с миром моды, популяризируют индустрию. Есть ощущение, что к моде как к бизнесу многие до сих пор относятся скептически. Хочется надеяться, что фильмы про фэшн-индустрию вообще и про дизайнеров в частности помогут сломать эту установку.

Возрастает ли интерес к одежде конкретного бренда после выхода фильма или сериала?

Честно скажу, не изучала статистику именно в отношении фильмов про дизайнеров, но точно знаю, что современное кино сильно «инфлюенсит» моду. Из последних примеров — фильм «Барби», подаривший нам обсессию на розовый цвет. Или ещё более свежая история — картина «Убийцы цветочный луны», после которой мы увидели на подиуме отсылки к одежде в стиле вестерн: особенно много их было в мужской коллекции Louis Vuitton сезона осень-зима 24 под руководством Фарелла Уильямса. Или вспомните влияние «Эйфории» на наши гардеробы и особенно макияж.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»
Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Зачем дизайнерам/модным домам с большим бэкграундом приходить в киноиндустрию?

Думаю, фильмы про конкретные бренды — это часть пиара. Хрестоматийный пример — выход картины «Дом Gucci». Зуб даю, что это был пиар-ход. Такие инфоповоды повышают цитируемость бренда в разы.

Кадр из фильма «Дом Gucci»
Кадр из фильма «Дом Gucci»

Как создаются костюмы для таких картин: одежду берут из архивов или отшивают по эскизам того времени?

Зависит, во-первых, от жанра. Разумеется, в документалках мы видим архивы, либо текущие коллекции. В художественном кино бывает по-разному. Например, в свежем сериале «Cristóbal Balenciaga» от Disney+ все платья воссоздавались с нуля. А в сериале «Холстон» (2021) от Netflix использовались как копии оригинального дизайна, так и архивные модели — последних осталось совсем немного, и те в плачевном состоянии. Кстати, для этого же сериала Tiffany & Co предоставили винтажные украшения, созданные Эльзой Перетти, которая была дизайнером ювелирного бренда и подругой Холстона.

Кадр из сериала «Кристобаль Баленсиага»
Кадр из сериала «Кристобаль Баленсиага»
Кадр из сериала «Холстон»
Кадр из сериала «Холстон»