Найти тему
ИндияСвами

Четыре состояния сознания и пять состояний «Я есть»

Оглавление

Индуизм выделяет по крайней мере пять различных состояний «Я есть» у существ (джив). Эти состояния не являются ни последовательными, ни одновременными. Существо может испытывать одно или несколько из них в разное время своего существования или одновременно в разных измерениях сознания. Мы приведем здесь описание пяти основных состояний с точки зрения Адвайты Веданты (философской школы недвойственности).

Индуизм выделяет по крайней мере пять различных состояний «Я есть» у существ (джив). Изображение: gagaru.club
Индуизм выделяет по крайней мере пять различных состояний «Я есть» у существ (джив). Изображение: gagaru.club
  1. Первое состояние — это состояние «Я не осознаю, что существую». Это бессознательное состояние, которое мы испытываем во время сна и которое недавно родившийся ребенок испытывает в состоянии бодрствования. В макрокосме это также состояние неодушевленных предметов и многих низших организмов.
  2. Второе — это состояние «Я осознаю, что существую, но не могу это концептуализировать». Это полусознательное состояние, которое мы испытываем во время сна и состояние ребенка в возрасте нескольких недель. В макрокосме это состояние большинства животных и птиц.
  3. Третье — это состояние «Я осознаю, что существую во взаимоотношениях с вещами, существами и объектами». Это бодрствующее состояние нашего обычного сознания. В этом состоянии я обладаю некоторым осознанием себя, которого достаточно, чтобы вести себя в мире и разумно обращаться с ним. Я могу идентифицировать себя со своими уникальными чертами, своей индивидуальностью, своей физической личностью, своими отличительными качествами, своими действиями, своими мыслями, своими желаниями и своими эмоциями. Это также состояние двойственности и состояние связанной двойственностью души.
  4. Четвертое — это состояние «Я осознаю, что существую. Я также осознаю, что я есть само существование». В этом состоянии я могу ощутить свою вездесущность. Я могу перемещать свой центр осознания по своему желанию. Я отстранен, не связан ограничениями эго. Я — освобожденная душа в своем субъективном состоянии полного осознания, реализованная и отстраненная. Я существую не во взаимоотношениях с другими, а сам по себе. Это состояние чистого сознания и безграничного «я», обладающего осознанием «Я есть Брахман» и «Ты есть То», не как ментальное понятие, а в состоянии самореализации. Это состояние Атмана.
  5. Пятое — это состояние «Я есть Я». Я не знаю никого и ничего, кроме себя. Я поглощен собой и существую сам по себе. Я безграничен и абсолютен, за исключением случаев, когда я связан со своей природой (пракрити). У меня нет двойственности. Нет никакого инструмента, с помощью которого я познаю свое существование или свою инаковость, кроме как в дживе или в состоянии воплощения. Я во всем и все во мне. Это состояние высшего вечного Брахмана, состояние единства, состояние недвойственности, неделимое, бесконечное, неизмеримое, непознаваемое состояние Бытия. Это чистое состояние «Я есть». Это неописуемое состояние Брахмана в его абсолютном аспекте.
Cостояние высшего вечного Брахмана - это состояние единства, состояние недвойственности, неделимое, бесконечное, неизмеримое, непознаваемое состояние Бытия. Изображение: gagaru.club
Cостояние высшего вечного Брахмана - это состояние единства, состояние недвойственности, неделимое, бесконечное, неизмеримое, непознаваемое состояние Бытия. Изображение: gagaru.club

Четыре состояния сознания

Мандукья-упанишада говорит также о 4-х состояниях самосознания. В каждом состоянии человек ощущает себя по-разному. Они описаны ниже.

  1. Джаграт, или вайшванара, или состояние бодрствования. В этом состоянии настоящее «я» скрыто, а ложное «я» активно и контролирует ситуацию. Это состояние, в котором низшее «я» активно, а высшее «я» завуалировано или скрыто. Это состояние, в котором я являюсь телом, умом, чувствами и элементами. Я подвержен игре стихий и законам кармы. Я использую имя и форму, которые отличают меня от остального мира. Так мудрые описывают ночь, а невежественные называют день.
  2. Тайджаса, или свапна, или состояние сновидения. Это состояние, в котором я полусознателен и отождествляю себя со своим внутренним сознанием, своими тонкими телами и чувствами. Я даже не уверен, какое из моих «я» активно во сне: мое ложное «я», реальное «я» или воображаемое «я».
  3. Праджня, или сушупти, или состояние глубокого сна. Это состояние, когда я без сознания и не знаю, кто я. Я сплю. Как и мой разум, тело и чувства.
  4. Турия или чистое состояние бытия. Это состояние, когда я знаю, кто я на самом деле. Я бодрствую, не в состоянии двойственности, а в состоянии единства и блаженства. В этом состоянии я превзошел свое элементарное «я». Я знаю, что я Атман, а также Брахман. Я знаю, что я не являюсь ни внешним сознанием, ни внутренним сознанием, ни полусознанием, ни спящим сознанием, ни сознанием, ни бессознательным. Это состояние, в котором невежественные спят, а мудрые бодрствуют.
"Чистое состояние бытия - это состояние, когда я знаю, кто я на самом деле". Фото: gagaru.club
"Чистое состояние бытия - это состояние, когда я знаю, кто я на самом деле". Фото: gagaru.club

Элементальное Я против Реального Я

В Майтри-Упанишаде учитель Праджапати объясняет своему ученику Влакхилье два типа душ: бхутатман, или элементарную душу, и Атман, или настоящую душу.

Бхутатман — это низшее «я», состоящее из тела, ума, чувств и элементов. Оно связано качествами природы и законами кармы. Поскольку его знания ограничены, он впадает в замешательство и не осознает Бога, который обитает внутри. Всякий раз, когда элементарная душа думает о «я» и «моё», она связывает себя со своей низшей природой и испытывает разделение и двойственность. Настоящее Я остается на заднем плане, не участвуя в происходящих вокруг событиях. Оно пробуждается только тогда, когда душа элементаля находится в покое или неактивна.

В Атмане каждый опыт субъективен. Атман не взаимодействует ни с каким объектом и не использует никаких внешних средств для познания или опыта. Он существует само по себе и знает само по себе. Напротив, опыт элементарного «я» объективен. Он использует разум и чувства для взаимодействия с объектами феноменального мира.

Когда искатель начинает уводить свои чувства в свой ум, а свой ум в себя, в своем элементарном «я» он сталкивается с несколькими объектами, которые представляются его элементарному сознанию. Это вещи, желания, мысли, чувства, знания, видения, эмоции, искушения, энергии, боги и мечты, которые мешают плавному самоисследованию, подобно волнам океана, которые поднимаются и падают, пытаясь оттолкнуть любого, кто хочет уйти. Глубже.

Если ищущий не будет осторожен, он или она будут захвачены водоворотом этих объективных явлений и никогда не достигнут сокровенного «я», скрытого внутри.

Джаярам В.

Читайте также: