В индуизме понятие "Майя" используется для обозначения как Пракрити, или Природы, так и вводящей в заблуждение силы - иллюзии. Майя также является индуистской богиней. Она олицетворяет одновременно верховенство иллюзии и творческую силу Вселенной. Обычно ее считают красивой женщиной, которая соблазняет людей поверить в иллюзии. Она - мать всех демонов и рассматривается как могущественное существо, которое может быть как доброжелательным, так и ужасным.
С космологической точки зрения, Пракрити – это динамическая энергия Бога. Согласно некоторым школам индуизма, Пракрити существует вечно как отдельная от Бога сущность. Подобно Ему, она нерождена, несотворена, независима и неуничтожима. Она либо действует независимо от Него, либо действует в унисон с Ним как сотворец или партнер.
Согласно другим школам, Пракрити — это динамическая энергия Бога, либо скрытая, либо созданная намеренно. Она возникает во время акта творения, как проявление Его Воли, чтобы окутать созданные Им существа и подвергнуть их состоянию двойственности. Независимо от Него или зависимо, все школы индуизма, за немногими исключениями, признают Бога Творцом.
В Своей роли Ишвары, Господа видимой и невидимой вселенной, Бог выполняет пять различных функций, а именно:
- Создателя,
- Хранителя,
- Разрушителя,
- Скрывателя и
- Дарителя благодати.
Покрывало Майи - иллюзия, обволакивающая мир
В своей роли Скрывателя Бог высвобождает силу Майи через Пракрити, чтобы скрыть себя от того, что Он создает, и ввести в заблуждение все живые существа (дживы), заставляя их думать, что то, что они испытывают через свои чувства, истинно и что они независимы от окружающего мира.
Таким образом, майя вызывает невежество и через невежество увековечивает идею двойственности, которая ответственна за наше рабство в сансаре и смертность на Земле.
Когда мы знаем, что майя — это сила, которая нас ослепляет, связывает и вводит в заблуждение, мы начинаем осознавать степень ее влияния и ее роль в нашей жизни. Из этого осознания возникает чувство осторожности и разборчивости, что в конечном итоге приводит к нашему спасению.
Но пока мы не достигнем этой стадии, мы остаемся во власти майи, подобно рыбам, беспомощно пойманным в сети.
Шиваизм признает майю как одну из паш (уз) или мал (нечистоты). Она отвечает за наше животное (пашу) существование или бытие и становление. Она вызывает в нас невежество и эгоизм и привязывает нас к объектам, которые мы желаем и ищем.
Это заставляет нас верить, что только объективный мир, в котором мы живем и переживаем, истинен. Майя привлекает нас наружу и привязывает к вещам, которые мы любим или ненавидим, или хотим обладать или от которых хотим избавиться. Она отвечает за наше восприятие времени и пространства, которые иначе не существовали бы. Она скрывает нашу истинную природу и заставляет нас верить, что мы всего лишь физические и ментальные существа. Благодаря своему мощному притяжению она силой вовлекает нас в объективную реальность мира, в котором мы живем, и привязывает нас к вещам и событиям через наши мысли и желания.
В отличие от западных религий, в индуизме Бог не отделен от Своего творения. Его творение — это продолжение Его и Его аспект. Этот мир возникает, когда Бог расширяет Себя вовне, подобно паутине, сотканной пауком. В Его субъективном и абсолютном состоянии Его творение нереально и иллюзорно, но в нашем объективном и чувственном опыте и в нашем бытии оно во многом реально и осязаемо.
Это Его проекция или отражение, подобно предметам в зеркале и самому зеркалу, несколько отличающееся от Него, но и не такое уж и отличное, зависимое, но практически отличное. Он использует сокровенную силу Своей собственной майи, чтобы вовлечь Себя в Пракрити и скрыть Себя в ней как существо, ограниченное формами и качествами.
Каким образом существа подвержены заблуждениям?
Это происходит через чувства и их деятельность. «Бхагавадгита» объясняет этот процесс так:
«Постоянно думая об объектах чувств, смертное существо привязывается к ним. Привязавшись таким образом, у него развиваются различные желания, из которых, в свою очередь, возникает гнев. Из гнева возникает заблуждение, а из заблуждения возникает спутанность памяти. ... Из-за спутанности памяти возникает потеря разума, а когда разум теряется, теряется и дыхание жизни (2.60-63)».
Чувство сначала привлекает и вовлекает нас в то, что мы видим и переживаем. Благодаря этому постоянному контакту с объектами чувств мы развиваем привязанность к ним. Эта привязанность, в свою очередь, вызывает желания. Из-за желаний мы хотим владеть вещами и обладать ими, у нас развиваются симпатии и антипатии, влечение и отвращение.
Мы втягиваем себя в ситуации и отношения, которые, по нашему мнению, приведут к нашему счастью и самореализации. Мы настолько вовлекаемся в процесс и в Пракрити, что забываем, кто мы, почему мы здесь и что нам нужно делать, чтобы быть самими собой.
Майя вызывает заблуждения во многих отношениях. Под влиянием Майи человек теряет разум и рассудительность. Он забывает свою истинную природу. Он теряет контакт со своим истинным «я» и считает, что он — физическое «я», разум и тело которого подвержены постоянным изменениям, нестабильности, рождению и смерти.
В этом заблуждении он верит, что является исполнителем своих действий, что он одинок и независим, что он не может жить с определенными вещами или без них и так далее, тогда как на самом деле он является аспектом Бога, который скрыл себя, и который на самом деле является настоящим деятелем и для опыта которого все это было создано.
Человек принимает за истину то, что воспринимают его чувства, игнорируя истину, которая скрыта в каждой вещи или лежит за пределами его ума и чувств.
Движимый страстями и эмоциями, инстинктами и желаниями, он страдает от противоречивых переживаний и ощущений тепла и холода, счастья и печали, успеха и неудачи, единения и отделения от желательного и нежелательного.
Преодолеть силу майи можно, развивая непривязанность, отвлекая чувства от объектов чувств, предавшись Богу и совершая действия без желаний, принимая Бога как деятеля.
Природа реальности
Считает ли индуизм мир, в котором мы живем, реальным или нереальным?
Индуизм считает мир, в котором мы живем, проекцией Бога и нереальным. Он нереален не потому, что его не существует, а потому, что он нестабилен, непостоянен, ненадежен и иллюзорен. Он нереален, потому что скрывает Истину и показывает нам вещи, которые ведут к нашему невежеству. Он нереален, потому что каждое мгновение меняет свои цвета.
То, что есть сейчас, не является тем, что будет дальше.
В один и тот же момент на Земле происходят миллионы событий. Приходит много новых душ, а многие уходят. Друзья становятся врагами, а враги друзьями. Солнце и Земля непрерывно меняют свое положение в пространстве и времени, движется ветер, текут реки и океаны меняют свои течения.
Люди, живущие на земле, также очень непостоянны. Их умы никогда не бывают стабильными. Их мысли никогда не прекращаются. Кажется, они живут сегодня и исчезают завтра.
Пока все это происходит во всем мире, на микроскопическом уровне миллионы атомов, клеток и молекул в телах смещаются и меняют свое положение или разрушаются.
Мир, в котором мы живем, дает нам видимую иллюзию стабильности, хотя на самом деле это не так. Верить в то, что этот мир всегда один и тот же или что люди, с которыми мы имеем дело, все время одни и те же, — это иллюзия.
Таким образом, мир является иллюзией не потому, что он не существует в физическом смысле, а потому, что он нестабилен, постоянно меняется, непостоянен, ненадежен и, что самое важное, никогда не остается прежним.
Задайте себе этот вопрос: вы - тот же человек, которым вы были минуту назад?
В священных писаниях индуизма говорится, что с нашей стороны было бы неразумно концентрировать свою жизнь вокруг такого нестабильного мира, потому что, если вы потратите свою драгоценную жизнь ради непостоянных и ненадежных вещей, вы в конце концов обязательно пожалеете о том, что потратили свою жизнь впустую на стремление к пустоте.
Реальный мир лежит за пределами наших обычных чувств, где наше существование было бы вечным и где все не менялось бы так, как происходит на этом плане.
Философия очень проста, но ей трудно следовать. Ведь что такое иллюзия? Это что-то вроде миража, который вводит нас в заблуждение. Этот мир именно так и делает. Он предлагает нам счастье, но ведет во тьму страданий. Он соблазняет вас многими вещами, и когда мы бежим за ними, мы обнаруживаем, что они нереальны и неспособны утолить вашу жажду стабильности и постоянства.
Джаярам В.
Читайте также: