Найти тему

« Стратегия выигрыша в отношениях»

Несмотря на то, что людям важна психологическая близость, доверительные отношения в паре и в семье, далеко не все способны создать и поддерживать такие отношения. Часто на замену им приходят психологические игры. Люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

Психолог и психиатр Эрик Берн, являющийся создателем транзактного анализа, разработал психотерапевтическую методику группового и личностного развития.

Сегодня я хочу Вам рассказать про ошибки, которые Вы допускаете в отношениях, опираясь на теорию Э. Берна.

Согласно Э. Берну, человек взаимодействует с окружающим миром, находясь в одном из 3х состояний личности( эго-состояний) и меняя их. У этих эго-состояний есть свои плюсы и минусы.

Рассмотрю их более подробно.

Модель эго-состояний:

1. «Родитель»- это эго-состояние, в котором сконцентрированы нормы поведения, жизненные устои и принципы, привычные для семьи, в которой вырос человек. Поэтому «Родитель» проводит оценку личности человека и других людей, критикует или поддерживает.

«Родитель» бывает контролирующим (критикующим) и воспитывающим (заботливым).

Родительские указания позитивного Контролирующего «Родителя» по отношению к другим людям направлены на их защиту или поддержания их здоровья. Например, «если плохо себя чувствуешь, сходи к врачу». Негативный Контролирующий «Родитель» настаивает на правилах и нормах, игнорируя другого человека. Например, «я завтра записал тебя на прием к своему доктору, придешь в 16.00»

Видите разницу в этих примерах? Где есть давление?

Позитивно Воспитывающий «Родитель» заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Например, «я приготовила тебе обед, как ты просил, с твоими любимыми блюдами». Негативно Воспитывающий «Родитель» оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека. Например, «надень шапку, и не говори, что тебе тепло, на улице ветер, простудишься».

Существуют случаи, когда состояние «Родителя» более уместно. Например, Заботливый «Родитель», когда человек болеет, может помочь почувствовать себя лучше. Или Строгий «Родитель» бывает необходим в ситуациях паники, когда нужны четкие, властные инструкции, как делать и как не делать. Но в обычном общении состояние Строго «Родителя», его тон, безапелляционные указания, вместо обсуждения на равных, во многих случаях, вызывают отрицательную реакцию, отторжение, сопротивление.

Если кратко, позиция «Родитель»- авторитарная позиция, есть только нормы и правила. Все сводится к указаниям «можно», «нельзя», «должен». В этой позиции проявляются такие дефекты, как «учитель» и «управленец».

2. «Взрослый»- это эго-состояние, находясь в котором человек способен объективно осознавать ситуацию «здесь и сейчас» и принимать решения на основе этой оценки, учитывая прошлый опыт, но не опираясь на него полностью. «Взрослый» организован, находчив и действует, основываясь на своих возможностях, умеет отстаивать собственное мнение и организовать взаимодействие с другими в равноправном партнерстве.

Если кратко позиция «Взрослый»- это позиция равноправного партнерства. Эффективность и разум.

3. «Ребенок» или «Дитя» -это эго-состояние, отражающее эмоции, чувства, мысли, поведение, которые человек переживал в своем детстве, его обиды, страхи, нерешенные проблемы и задачи развития.

В состоянии «Ребенок» человек может быть как более веселым и жизнерадостным, так и более ранимым или излишне обидчивым, наивным. «Ребенок» бывает послушным (адаптивным)- выполняет приказания родителей; и свободным (спонтанным) – действует на основе своих желаний.

Свободный «Ребенок» бывает позитивным, когда состояние помогает достигать цели, соответствует ситуации. В таком состояние проявляется креативное мышление. Но бывает Негативный Свободный «Ребенок», который бунтует, вредит себе и другим.

«Ребенок» ведет себя так же, как в детстве: веселится или капризничает, просит или требует, находится в подчиненной позиции: не готов принимать решения – ждет, что другие возьмут на себя эту обязанность и ответственность за последствия. «Ребенок» активно переживает эмоции, подходит к ситуации творчески. Состояние очень ресурсное, но только когда используется уместно.

Если кратко позиция «Ребенок»- подчиненная позиция.

Когда какое то эго-состояние не работает или работает излишне, не учитывая, насколько это уместно в конкретной ситуации, это негативно влияет на эмоции, действия, результаты и отношения.

Э. Берн описывал близость как искрение и свободные от игр и эксплуатации взаимоотношения. Близкие люди принимают друг друга целиком, как есть. Такие отношения возможны, когда партнеры чувствуют, что находятся в психологической безопасности друг с другом, доверяют и учитывают потребности друг друга.

Главное отличие игр в том, что они не предполагают искреннюю близость. Всегда есть исполняемые роли, скрытые мотивы. Люди играют друг с другом годами! Бессознательно ищут подходящих для своей игры других игроков. На уровне сознания, они могут говорить о том, что устали от ситуации. Но внутренний сценарий, установки заставляют их снова и снова продолжать игру, даже ценой здоровья, а иногда и жизни.

Поэтому так важно осознавать игры и сценарии, лежащие в их основе, а также прорабатывать их.

Благодарю за интерес к статьям. Всех благ.

-------- pro-methey.ru
Для решения вашего вопроса или выхода из сложной ситуации пишите нам.
Мы рады предоставит Вам профессиональную помощь в вашем вопросе по
тематике отношений, восстановления отношений. Как получить помощь?

Наш международный проект для Мужчин и Женщин pro-methey
Чтобы задать свой вопрос и найти решения в вашей ситуации — нажимайте СЮДА!