Уровень фантастической изворотливости этого человека позволял ему приспосабливаться фактически к любым условиям и показывать себя с нужной стороны руководству. Благодаря чему он всегда оказывался героем.
Иван Хитриченко во времена гражданской войны и нэпа трудился на рабочих специальностях, поэтому проблем с советской властью не имел. Три года отслужил в Красной Армии и решил, что будет правильно вступить в партию.
Потом решил уехать в город, где пошёл работать в милицию. Старательный сотрудник, не имея профессионального образования стал помощников начальника по политчасти в городском управлении НКВД Киева. Работал действительно хорошо, поскольку вышестоящий руководитель писал о Хитриченко, что тот дисциплинированный, выдержанный и умеет работать с коллегами и населением. За время его работы уменьшилось число уголовных преступлений. Нещадно вылавливал Иван Александрович воров на предприятиях и спекулянтов.
Но не забывал о партийной карьера. В 1937 году он уже первый секретарь райкома партии в городе Дунаец Каменецк-Подольской (в наши дни – Хмельницкой) области. Активно поучаствовал в ежовских «чистках». Но и сам угодил под следствие. Когда сумел вывернуться, решил переехать подальше – в Киев. Здесь сначала работал на гражданских должностях. Но перед самой войной возглавил районное управление НКВД.
Жену с дочерью в первые дни войны он сумел эвакуировать. Сам же оказался среди тех, кто попал в плен. Сумел забрать чужие документы, по которым был выпущен из лагеря. После чего вернулся в родные места Житомирщины.
Местные коммунисты ещё присматривались, как лучше начать работу. А прибывший Хитриченко быстро активизировал деятельность подпольщиков. А потом вообще организовал их в партизанский отряд под личным руководством. В результате его разгромили во время первого же выхода на дело. Удивительным образом как раз в это время «Зайченко» из отряда выехал по делу. А потом вернулся в Киев, где был поставлен главой подразделения немецкой охранной полиции, которая сторожила концлагерь.
Будучи на службе у оккупантов, Хитренко сумел обмануть киевских подпольщиков и влился в их ряды. Вскоре начались провалы. Коммунисты приговорили пособника СД к смерти.
Но к этому времени он уже сбежал на территорию Полесья. Через несколько месяцев блужданий встретился в лесах с армией Ковпака, которому рассказал о своих «особых заслугах» по борьбе с фашистами в их тылу, назвал себя уполномоченным украинского ЦК партии. Под его начало поставили сначала несколько небольших отрядов, а потом было образовано Киевское партизанское соединение им. Н. Хрущёва.
На этой должности Иван Александрович Хитриченко особенно старался уничтожать бывших пособников фашистов, даже тех, кто оказался в партизанах и искупил своё раскаяние в боях. Так он расстрелял бывшего полицая Марка Савченко, который ничего про себя не скрывал, но сам создал партизанский отряд и бился с фашистами насмерть. Якобы тот не справлялся с дисциплиной в отряде. При этом у самого Хитриченко девушка при штабе родила от него дочь. А его «любимец» Грищенко развязно вёл себя и с партизанами, и с гражданами. А в результате ему всего лишь объявили выговор.
Когда немецких оккупантов погнали с Украины, всплыли дела Хитриченко в начале войны. Но документов о том, что он был агентом СД, не было. Только свидетели. Поэтому расстреливать командира, который руководил целым соединением, да ещё и носящим имя Хрущёва было бы нехорошим примером. Одновременно факт службы в охранной полиции был неоспорим. За пособничество фашистам Хитриченко получил срок 10 лет лагерей.
Когда к власти пришёл Хрущёв, партийное начальство дало указание, и прокуратура просто объявила результаты расследования органов госбезопасности недействительными. Хитриченко не просто вышел на свободу, но официально встал в единый ряд с уважаемыми ветеранами войны.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Полностью оправдывает своего отца дочь Людмила. По её словам, отец служил полицаем, чтобы организовывать побеги из концлагеря. А потом оказался арестованным из-за некоего партийного функционера, которому отец, будучи командиром партизанской бригады сказал ряд неприятных слов за его трусость. В своём интервью она находит оправдание каждому действию отца.
Вероятно, в жизни этого человека намешано и хорошее, и плохое. И сложно однозначно оценить того, кого прославленный партизанский командир Алексей Фёдорович Фёдоров называл предателем и негодяем, а другой не менее известный военачальник, Сидор Ковпак, написал в его защиту письмо. Теперь же, в современной Украине в Киеве одна из школ носит имя Хитриченко.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.