В продолжение к статье «Подростковая мода на психическое нездоровье» публикую с разрешения автора ответ-комментарий на эту статью. Надеюсь, многим будем интересно и полезно почувствовать изнутри как жить с серьезными психологическими проблемами и пытаться их решить как можешь в свои 17 лет, не имея ни одного участливого взрослого рядом.
Сама статья задумывалась для того, что бы остановить подростков в их желании поставить себе диагноз и выйти из реальности в транквилизаторный сюр. Я очень хорошо понимаю как тяжело и одиноко может быть подростку наедине со своими проблемами, когда нет понимания себя и своих чувств, недостаточно опыта решения психологических проблем, когда гормоны усиливают все эмоциональные реакции, и нет ни одного понимающего взрослого, готового поддержать, разъяснить, хотя бы просто поговорить и направить.
Подростку очень важно учиться управлять своим эмоциональным состоянием. От этого зависит его психическая устойчивость в будущем. Как показывает моя практика, подростки быстро и легко учатся. Просто хватают налету и начинают использовать приобретенные навыки и знания.
Я не являюсь противником медикаментозной терапии. Она бывает необходима в некоторых случаях. И я сама , бывает, направляю своих клиентов на консультацию к психиатру. Но это не панацея, и не стоит заменять отсутствие навыков управления своим эмоциональным состоянием приемом препаратов. От этого может быть только больше вреда.
Итак, история:
Можно сказать, что я героиня статьи, т.к. сейчас, в 20 лет, уже прошла этап подростково-юношеского приёма препаратов от психического расстройства (?). Какие коррективы хотелось бы предложить автору статьи? На самом деле, невеликие, очень многое по существу. К спектру причин желания увидеть диагноз я бы добавила ещё одну, чуть менее "ужасную". Часто это просто желание понять, что с тобой происходит, вытекающее из перечисленных автором проблем. Мысли рождают надежду, что если ты услышишь диагноз, конкретный код МКБ, то всё сразу станет просто: врач быстренько назначит нужные таблеточки, они быстренько помогут, ты быстренько прочитаешь в интернете пару статей о том, как с этим живут, и всё это будет быстренько и легко. На деле в психиатрии даже на мой взгляд гуманитария всё в разы сложнее, пересекающихся симптомов и состояний и их градаций масса, и то, что твоё состояние как-то назвали, вообще не помогает. Ты две недели пьёшь таблетки, и прежде всего ты от них СПИШЬ. Спишь и тупишь.)) А потом выясняется через месяцок, что они тебе не подходят, вы их меняете, меняете с врачом... если быть голо-голо-честной -- меня хватило в таком режиме на полтора года. Потом я просто решила, что у меня нет никакого расстройства, а если и есть -- то, бог с ним, от названия мне не тепло и не холодно: учась в серьёзном вузе и тратя по 4 часа в день на дорогу, невозможно существовать, если 18 часов в сутки хочется спать, а ещё 6 ты спишь. Это просто очень тяжело. Ты становишься человеком из ваты, которому плевать на всё с высокой башни. Причём параллельно могут развиваться и совершенно противоположные состояния -- например, на противотревожных таблетках я стала чудовищно тревожна, и в состоянии амёбы бесконечно тряслась насчёт откровенно нереалистичных сценариев того, что вот прямо сейчас на мой дом упадёт снаряд, любая машина меня собьёт, любой человек меня убьёт, и всё обязательно будет плохо. Иррациональные страхи -- это тоже тяжело, как и вечная усталость. И да, считается, что за время этого анабиоза ты должен понять, что тебе надо поменять в жизни. Ну так вот ни-фи-га. Ты либо хочешь вечно быть в этом состоянии, если в остальной жизни всё совсем плохо, либо хочешь хоть повеситься, хоть как убиться -- лишь бы этот коматозный полусон закончился. Это не просто тяжело. Это АД. И ты в этом аду живёшь. И этот ад порой хуже условной депрессии или иного расстройства, от которого у тебя таблетки.
И я в жестоком шоке от того, что сейчас и молодёжь, и старшее поколение так широко лечат именно "таблеточками". Потому что первым, и вторым, и сто десятым шагом должна быть психологическая помощь, и субсидировать льготным группам населения надо не условный кветиапин по талончикам, а психолога по сохранённым чекам, и если не получается почувствовать себя лучше -- не таблетки менять, а психолога, или продолжать работу. И уже в разговоре часто становится очевидно тебе самому, что это никакая не депрессия, а выгорание, что не БАР, не ОКР, не стопяццот названий -- а что-то ещё. И -- уж простите, но психолог раз в неделю не делает тебя элементарно сонным и тупым 24/7. Потому что -- да, я смеялась в своё время над этими словами, но от этих таблеток тупеешь, и тупеешь сильно, и потом о-о-о-очень тяжело разогнаться в прежний ритм жизни, даже если очень хочется.
Лично я в итоге пришла к выводу, что у меня либо действительно есть какое-то небольшое отклонение, отдалённо напоминающее поставленный мне в своё время диагноз, либо вообще нет ничего -- и это просто "такой склад характера". Необязательно каждый склад личности подводить под какой-то код в МКБ, иногда надо просто жить. Тем более необходимо смириться, что нет ни-ка-кой нормы "здорового психически человека". Норма -- это просто среднее арифметическое из всех человеческих отклонений, это сферический конь в вакууме, нет никакой нормы. Есть личное состояние спокойствия, не мешающего окружающим -- и всё. А если есть расстройство -- то, опять же, таблетки не являются обязательной компенсацией. Психология, психотерапия, всё, что угодно -- вперёд. И даже самостоятельно -- долгий и тщательный самоанализ. Делание выводов о том, какие ситуации какие состояния у вас вызывают, чего хочется, что причиной, как кажется возможным скомпенсировать негатив. Не путая метафору с термином "внутренний ребёнок", надо поработать с собой, как с ребёнком. Или с прикольным енотом: посмотреть на повадки. И понять, от чего плюётся, а что нравится. И, выходя в жизнь, набивать рюкзак и мозг тем, что может пригодиться в дороге -- теми "вкусняшками" и моральными "игрушками", которые лично вам помогают. Я, например, пришла к тому, что очень зависима в плане настроения от музыки. Значит, вперёд: у меня есть до 20 плей-листов на все случаи жизни, чтобы из любого состояния оперативно выйти в норму и быть способной работать. Это так, на примитивном уровне. Всё обязательно будет хорошо. Без таблеток. У многих -- без таблеток.
Если чуточку углубиться личный опыт, то -- у каждого очень всё-таки это индивидуально. Я в определённый момент не принимала категорически для себя психологическую помощь, например. Мне было 18 лет; в возрасте 17-и я прошла через побег из дома и возвращение в семью. И после всех инстанций, с которыми это было сопряжено (детская комната полиции, беседы с сотрудниками органов, допросы, множество бесконечных бесед в СРЦ) я понимала, что мне нужна помощь, я знала, что у меня есть проблемы -- но я не хотела психологической помощи. Потому что за условные 4 месяца туда-сюда десятками раз пересказывала всю историю взаимоотношений с родителями проблемных и прочего. Никто из этих взрослых не имел цели и обязанности мне помочь -- но каждый пересказ истории "здравствуйте, я такая-то, такого-то числа ушла из дома, потому что с х лет в моей семье было то-то" заставлял меня вывернуться наизнанку и прийти к состоянию "вот я вам вывалила всю душу -- помогите хоть кто-нибудь!". И после этого не было уже сил просто идти и искать специалиста именно психолога после возвращения, который бы мог выслушать и с профессиональной точки зрения что-то сказать в ответ, а не просто протокол допроса заполнить. И своя история у всех.
Огромная благодарность автору за историю и за разрешение ее опубликовать.