Найти в Дзене
Фонд Здесь и Сейчас

История одной счастливой девочки

Жила в детском доме девочка Гульдар. Наверное, мало кто из других детей знал ее по имени. Ведь все только и шептались: «Смотри, уродка идет!»

Одиннадцатимесячную малышку родная мама обложила подушками, чтобы девочка не смогла выбраться. Сама пошла в соседний дом на гуляния. Гульдар крутилась и скатилась к горячей батарее. В итоге – ожог на половину лица. Девочку сразу забрали сначала дом малютки, потом в детский дом. Вслед за ней пришли еще две младшие сестренки. Сестрам сразу нашли семью, а вот Гульдар не повезло. Шрам и дорогостоящая в будущем косметологическая операция отпугивали потенциальных родителей.

Так девочка и жила. Ее дразнили, а она молчала. Плакала. Придет к психологу, побеседует, поплачет и назад, в группу. Шли месяцы, годы. Гульдар перестала что-то рассказывать кому-либо. Перестала доверять и психологу: придет, помолчит и уходит.

Однажды приехали кандидаты в приемные родители, чтобы забрать в приемную семью маленькую девочку. В фойе, ожидая документы на ребенка, Тамара обратила внимание на девочку в платке, которая, закрыв лицо, пробежала мимо. Тамара заинтересовалась Гульдар. Было что-то необыкновенное в ее походке, в ее резком движении – убежать, в ее испытываемом чувстве – стыдливости что ли, как ни грубо это звучит. Через месяц Тамара вновь приехала в детский дом и сразу попросилась к директору.

Гульдар вызвали к директору. Девочка запаниковала. Никогда она не ходила к директору. Пока шла по коридору, мысли не давали ей покоя: «Зачем меня вызвали? Я что-то натворила?..» Гульдар зашла к директору. В кабинете сидели мужчина и женщина. Женщина улыбнулась Гульдар, пригласила сесть на рядом стоявший стул.

Через 4 часа Гульдар сидела в машине и ехала туда, где никогда не была раньше. Ехала в семью.

Шло время, шли недели, месяцы.

Тамара узнала, что ее приемная дочь Гульдар боится спать у стенки, где батареи. Любит прохладный воздух, даже зимой спит с открытой форточкой. Обучение на курсах в Школе приемных родителей помогало многое понять Тамаре в поведении своих приемных дочек. С Сабиной было проще, ей было всего 6 лет. А вот Гульдар тревожила Тамару больше всего. И постарше, ей 9 лет, и была очень скрытной, молчаливой. Ничего не просила, ни на что не жаловалась. Тамара очень переживала, все ли она как приемная мама делает правильно.

Однажды девочки заболели ОРВИ. Напоив их душистым травяным чаем с медом, Тамара присела за кухонный стол. Взяла альбом и карандаш и стала рисовать. Свое хобби мама никому не показывала. Рисовала то, что хотела.

Гульдар не спалось. Увидев свет в кухне, девочка встала и пошла за водой. Шла она тихими шагами, чтобы никого не потревожить. Зайдя на кухню, девочка увидела приемную маму, склонившуюся над столом. Гульдар подошла к Тамаре настолько тихо, что Тамара подскочила от слов, сказанных Гульдар: «Ух ты! Вот это даа…» Девочка была настолько потрясена рисунком, что не заметила, как сама оказалась за столом рядом с приемной мамой и стала внимательно следить за движением карандаша в ее руке. Тамара просто посматривала на нее, улыбалась и рисовала.

Было что-то таинственное в этих минутах, которые перекатили в пару часов. Будто между ними образовалась некая связь, которую они обе так ждали. Рисунок закончить не удалось, было уже давно за полночь. Провожая Гульдар ко сну, Тамара поцеловала девочку в лоб. Гульдар улыбнулась и, засыпая, сказала: «Спокойной ночи!»

На следующий день, рано утром, Тамара застала Гульдар за тем же местом за столом на кухне, где вчера сидела сама. Девочка рисовала. Только тогда Тамара увидела, какой талант скрывала эта маленькая молчаливая личность. Тамара узнала в ее рисунке их дом. Сегодня Гульдар нисколько не стеснялась. Ее первый рисунок поставили в рамочку и повесили в зале.

Все свои рисунки Гульдар складывала в папку, которая приехала с ней из детского дома. Однажды, застав ее за очередным просмотром своих таинственных рисунков, Тамара спросила: «Это секрет?» Девочка молча протянула большущую папку. В ней были рисунки, вырезки, картинки-раскраски, какие-то фантики, аппликации, даже фото ее сестер с Нового года, когда те только прибыли в детский дом. Тамар поняла, как это все много значит для Гульдар. А если что-то нечаянно пропадет? Какая потеря будет для девочки!

Через пару дней Тамара зашла в комнату Гульдар. В руках держала что-то яркое, красивое. Это был огромный, искусно обшитый атласом с вышитыми яркими палетками файловый альбом!

Через час он был уже почти наполовину наполнен рисунками, фотографиями, фантиками, всем тем, что являлось важным для этой девочки. В выходные Тамара и Гульдар рисовали, добавляли в альбом новые совместные рисунки, фотографии, писали о каких-то важных моментах, произошедших с ними. Гульдар делилась воспоминаниями о том, как ее из-за шрама обижали ребята в школе и в детском доме. А у Тамары текли слезы.

Тамара вспоминает их первую встречу: «Я не знаю, что бы было, если б в тот день я не встретила Гульдар, убегающую от нас в страхе, что мы испугаемся ее шрама на лице. Страшно представить – а что если б мы ее не забрали! Придет время, мы сделаем обязательно операцию Гульдар, она такая красавица, а станет еще краше. У нее внутренняя красота, в ней столько доброты, несмотря ни на что! Я просто удивляюсь силе воли и терпению этой маленькой девочки! Сейчас уже прошло два года. Все хорошо. Гульдар хорошо учится, отличница, посещает художественные курсы. У нее большой потенциал! Я долгое время не знала, как с ней сблизиться, а помогло наше общее любимое дело – рисовать, заниматься квиллингом, сочинением сказок и рассказов. Мы как будто поняли друг друга без слов и стали плыть в одном направлении».

Последнее известие от этой семьи нас очень обрадовало. Гульдар выиграла конкурс эссе в районе на тему «Моя семья – моя крепость». Довольные, полные положительных эмоций, вернулись члены семьи с церемонии награждения. Но Сабина увидела слезы на глазах Гульдар и сказала маме Тамаре. Тамара испугалась, может, кто обидел? Гульдар вытерла слезы, Тамара присела на стул в ожидании чего-то неприятного. Девочка подбежала к Тамаре, обняла ее и сказала: «Спасибо! Я так долго тебя ждала!»

Семья начинается с МЫ

В благополучной семье всегда присутствует чувство семейного «мы», чувство, отражающее причастность именно к своей семье, в которой формируется идентичность детей со своей семьей и друг с другом. В такой семье никто не может и не умеет существовать друг без друга – настолько велика эмоциональная, духовная и физическая связь! Это очень важно, так как именно такая связь создает условие защищенности ребенка, удовлетворяет все необходимые психологические потребности: в любви, в ласке, в заботе, в уважении и в принятии собственной индивидуальности.

Когда ребенок теряет свою кровную семью, нарушается его чувство принадлежности к ней, теряется эмоциональная связь со значимыми людьми, возникает ощущение беззащитности, страх одиночества и страх перед неопределенностью. И, как следствие, осложняется процесс личностного формирования ребенка.

Затем, попадая в интернатные учреждения, у детей, оставшихся без попечения родителей, формируется особенное новообразование «мы», которое подразумевает общие интересы, общие мотивы, общую выгоду. Весь мир они делят на «они» (чужие) и на «мы». При этом дети, воспитывающиеся в детских домах, отличаются грубостью по отношению друг к другу, какой-то жесткостью, непоследовательностью и даже неадекватностью в поступках. Такая позиция формируется у них по многим причинам, но, прежде всего, из-за нереализованной потребности в любви, в ласке и признании значимых людей, в частности кровных родителей и родственников, из-за эмоционально нестабильного положения детей, лишившихся кровных семей.

Не надо рассчитывать на то, что ребенок, придя в замещающую семью, с первых дней будет называть вас «мама» и «папа», будет делиться с вами сокровенным, послушно соглашаться с вами, радоваться, слушать и слышать вас, принесет счастье и подарит свою чистую детскую любовь. Перед нами ребенок, который испытал большую трагедию в своей жизни: расставание с родителями – и, вполне возможно, еще переживает горе. Не стоит строить иллюзий. Нужно запастись большим терпением. Общее эмоциональное состояние детей, поступающих в приемные семьи, можно охарактеризовать как «я никому не нужен», «я – плохой», «нельзя доверять взрослым», «все равно меня бросят, сдадут». Это те убеждения, к которым, в большинстве своем, приходят дети, покинутые своими родителями, а также после знакомства с потенциальными родителями, которым они «не понравились». Это дети, которые постоянно испытывали стресс.

Прежде всего нужно отогреть приемного ребенка своим взглядом, голосом, теплом, завоевать его доверие, научиться понимать его и сопереживать ему, научить его жить в семье, и только спустя какое-то время можно увидеть первые плоды своих усилий.

Важно понимать, что приход ребенка в семью – это всегда перемены, и определяющим фактором для полноценного взаимодействия всех членов в замещающей семье, являются индивидуально-личностные качества родителей, так как именно от них зависит общая атмосфера в доме, стиль детско-родительских взаимоотношений, а также полноценное и всестороннее развитие детей как в личностном, так и в социальном плане.

Перед приемными родителями встает новая важная задача – помочь приемному ребенку интегрироваться в замещающую семью, развить идентификацию с ней. То понятие «мы», которое сформировалось у детей в детских домах, необходимо модифицировать в понятие семейного «мы».

Существуют определенные черты, характерные для профессиональных замещающих семей: это те семьи, где все члены семьи вместе проводят время, делят ответственность, общаются друг с другом, имеют одинаковые убеждения, знают, что «хорошо» и что «плохо», разговаривают друг с другом, проявляют друг к другу искренний интерес и уважение, доверяют и поддерживают друг друга, уважают личность каждого, обладают сильным «чувством семьи», нормально общаются с членами семьи, помогают людям.

Иными словами, приемный ребенок становится причастным к жизнедеятельности замещающей семьи, включается в ее духовную сферу. Начать можно с малого: обсуждение предстоящих покупок, приобретение одежды, предметов обихода, планирование поездки на отдых и др. При этом приемным родителям очень важно подчеркнуть, что приемный ребенок тоже должен участвовать в обсуждении и в решении семейных вопросов, важно отметить, что его мнение очень значимо в семье, значимы результаты его поступков и действий. Совместная деятельность детей и родителей в семье способствует формированию чувства семейной сплоченности. В таких замещающих семьях ни кровные, ни приемные дети не чувствуют эмоциональной обделенности, недостатка любви, заботы и ласки.

Возникновению чувства причастности к семье поможет создание книги об истории жизни приемного ребенка с подробной информацией о нем, его фотографиями, фотографиями членов его новой семьи. Именно с ее помощью профессиональные приемные родители могут создать то, что будет вдохновлять и поддерживать приемного ребенка и всю их семью долгие годы. Несмотря на то, что подробности ранних лет жизни приемных детей бывают неполными и разрозненными, это не мешает замещающей семье быть довольной и счастливой и наполнять книгу новыми многочисленными интересными и яркими историями из жизни приемного ребенка, его фотографиями, фотографиями его друзей и приемных родителей, сводных братьев и сестер – людей, заботящихся о нем и дарящих ему самое важное: семью, любовь и счастье. Постепенно прошлое ребенка будет заполняться новыми воспоминаниями, новыми впечатлениями, которые аккуратно вытеснят из памяти негативные события его прошлой жизни и станут основой для формирования понятия семейного «мы».

Тому же самому способствуют регулярно проводимые семейные праздники, соблюдение семейных традиций и обычаев. Это дни рождения членов семьи, знаменательные даты для семьи, День знаний, День защиты детей, другие традиционные национальные праздники. Знаменательной датой может стать дата появления ребенка в семье, которую можно отмечать ежегодно. При этом необходимо рассказывать приемному ребенку, что семейные праздники отмечаются в любой семье, и знакомить его с порядком и правилами проведения церемонии празднования: приглашение в гости, поздравление именинника, в честь которого проводится мероприятие, пожелание ему добрых слов, дарение подарков. Дети еще не могут покупать подарки, поэтому важно отметить, что подарок, сделанный собственными руками, – уникальный и самый дорогой. Это могут быть нарисованная открытка, аппликация, поделка, танец в честь именинника, песня, исполненная ребенком, или что-то другое – то, что приемный ребенок умеет.

Празднование семейных праздников и соблюдение семейных традиций и обычаев развивает у приемного ребенка праздничную культуру, собственную культуру и этикетные нормы поведения, чувство эмоциональной отзывчивости, побуждает к творческой деятельности, удовлетворяет потребности в признании и поощрении в семье и со стороны окружающих, воспитывает чувство удовлетворения от совместной деятельности, формирует новые культурные потребности и побуждения.

Возникновению понятия семейного «мы» способствуют также совместные походы на природу, на рыбалку, на культурно-досуговые мероприятия (посещение кинотеатров, спектаклей, концертов), участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях (эстафетах, состязаниях, сабантуях, соревнованиях) или просто в группе поддержки, совместная трудовая деятельность, совместная генеральная уборка. Очень важно помнить, что приемные дети должны чувствовать, что они не одни, что рядом есть люди, которые думают о них, оберегают их, учат их и просто радуются тому, что они есть.

Такая модель поведения в системе «замещающая семья – приемный ребенок» способствует целостному формированию у ребенка семейного «мы», отражающему его идентичность, причастность и принадлежность к своей семье. Это является необходимым условием для полноценного развития и воспитания приемного ребенка, формирования одобряемых обществом моделей поведения и способности исполнять положительные социальные роли, и самое главное – последующего создания собственной, полноценной «здоровой» семьи.

«Только с детьми можно почувствовать себя очень взрослым и мудрым. И только с детьми можно вернуться в свое детство, вновь порадоваться самым простым вещам, на которые мы давно уже перестали обращать внимание, и стать счастливыми», – сказал профессиональный приемный родитель. Хочется закончить статью словами состоявшегося и в жизни, и в бизнесе взрослого человека: «Я знаю, чем пахнет счастье: теплом ребенка, когда он засыпает и держит тебя за руку…».

Специально для Сборника Помогающего центра, 2018

Альбина Кантимирова, педагог-психолог; Диана Сулейманова, социальный педагог, Ишимбайский филиал Государственного бюджетного учреждения Республиканский центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Уфа.

ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ

Быть в курсе событий фонда:

ВКонтакте | В Телеграм | В YouTube