Привет всем!
Сегодня начну обзор учебников по китайскому языку, с которыми мне доводилось работать именно в школе. Некоторые из них я использовала, занимаясь репетиторством. В этой статье напишу общий обзор, а в последующих по каждому учебнику примеры работы с ними.
Сразу оговорю тот момент, что я ещё не встретила такого комплекта учебников по китайскому языку, которым я могла бы обойтись без поиска дополнительных материалов. Каждый, на мой взгляд, упускает какую-то сторону речи, поэтому приходится дополнять. А как я это делаю, читайте в следующих статьях.
Итак, начнём с первого, наиболее мной любимого Репнякова, Кравец, Иоффе: Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебное пособие. ФГОС (+CDmp3)
Его я нашла для себя когда в школах внезапно сделали второй иностранный обязательным и 8-9 классам, которым год-два до выпуска необходимо было провести ознакомительный курс без заморочек.
Ещё учебник Репняковой 5 класс мне пригождается, как основа на частных занятиях по китайскому с детьми 10-13 лет. Чем он хорош? Всем!
- Отличное аудирование! Как сами тексты, так и продуманные задания на развитие фонематического слуха.
- Простейшая грамматика и куча упражнений к ней.
- Хороший объём новых лексических единиц, не большой и не маленький.
- Замечательные тексты для чтения и опять же отличные упражнения к ним.
- Лингвострановедческий материал по возрасту и подан достаточно интересно в виде сказок на русском языке с вкраплениями китайских слов! Отлично! Дети запоминают их на ура!
- Скороговорки. Как шанс неуспевающим подтянуть оценки. Хочешь закрыть двойку или тройку? Выучи скороговорку! Легко, весело и быстро! И к тому же возможность похвастаться перед родственниками и друзьями: «Смотри как я быстро и ловко шпрэхаю на китайском!»😜
- И это единственный учебник, где подробно разбираются черты из которых состоят иероглифы. Даются примеры их использования в иероглифах, изображения от которых они возможно произошли и опять же упражнения именно для закрепления знаний о чертах.
Минус один, но огромный для тех, кот хочет овладеть китайским в полной мере. Полное отсутсвие иероглифики. Только пиньинь. Эту часть приходится догонять самостоятельно.
Но ещё раз повторю, это отличный учебник, когда нужно быстро и эффективно овладеть устной речью и вообще познакомится с тем, что такое китайский язык и с чем его едят.
Второй комплект учебников, является основным, по которому я работаю с детьми в школе, с пятого по девятый класс, при двух часах в неделю Сизова А.А. Время учить китайский 5-9 классы.
Был бы неплохим, если бы в школе выдавали полный комплект (рабочая тетрадь+прописи+сборник грамматических упражнений). В реальности их необходимо покупать самостоятельно по достаточно высокой цене 700-800 рублей каждый, на что большинство родителей не готово. А без них учебник, по моему мнению, не полноценен от слова совсем. На каждый урок мне требуется готовить дополнительный материал. Теперь о минусах конкретнее:
- Сложное, не развивающее слух аудирование. Плюс на начальном этапе, когда отрабатывается звуки, совершенно не связанное с лексикой урока. От Балды, что называется! Сегодня автору захотелось отработать носовой “ng”, а в тексте и лексике урока ни одного слова, содержащего этот звук.
- Полное отсутствие или в крайнем случае одно упражнение на грамматику урока. Для этого «есть» сборник грамматических упражнений, приобретаемый как я писала, платно. Читай равно, что его ни у одного ученика нет. Следовательно опять я должна разработать упражнения и обеспечить ими учеников.
- Такая же ерунда с лексикой.
- Отсутсвие введения в иероглифику. Т.е. я сама в начале пути должна дать черты и потом как-то догонять программу учебника.
- Отсутствие упражнений на понимание текста. Только послетекстовые вопросы и всё! Это как?
Но! Есть у данного учебника и положительные стороны:
- Первый огромный это обширный материал стихов и песен для разучивания, при чем с нотами. Дети обожают! Остановлюсь подробнее в следующей статье.
- Хорошие тексты урока и четкий список иероглифов к ним.
И последний учебник, который я сначала недолюбливала, но потом поняла его прелесть, это Ван Фусян, Ян ТяньГэ, Китайский язык. Вводный курс.
Из плюсов:
- Современный, живой и «настоящий» китайский язык!
- Разнообразная лексика.
- Даётся четкое представление о фонетической транскрипции китайских звуков и произношении тонов. Объясняется деление слогов. При чем все заимствовано из учебников, по которым занимаются иностранцы в Китае.
- Чёткие правила. Хорошие и достаточные грамматические упражнения. Еще раз повторюсь используется «живой» китайский даже в них.
Единственное, по моему мнению, учебник построен спорно с точки зрения иероглифики. До середины учебника о чертах и простых иероглифах конечно говорится, но в очень маленьких объемах, и от случая к случаю, а тут бах! 💥 как гром среди ясного неба «Введение в иероглифику» (стр.167) и уже через две страницы (стр.171) дан текст с супер сложными по написанию иероглифами! Что остаётся ученикам и учителю? 🧐 Только смотреть и удивляться, «а разве и так можно было?»😳
Второй отрицательный для меня момент это то, сразу зачем-то дан перевод текста. Т.е. чтобы самостоятельно понять и перевести текст не даётся никакой возможности. Как я выходила из этой ситуации? Перепечатывала диалоги и выводила на электронную доску в том формате, который мне нужен (пиньинь, либо иероглифы), плюс разрабатывала комплекс упражнений на понимание.
На мой взгляд наиболее комфортно для работы построены учебники разработанные в Китае для иностранных студентов, изучающих язык.
В них все четко разложено по блокам: текст, новая лексика с разбором иероглифов, разъяснения по новым и важным выражениям, грамматике, плюс большой комплекс упражнений на отработку этого всего, чтение и работа с текстом и в завершении аудирование. Великолепно! Просто и понятно!
А какие вы учебники можете порекомендовать?