Если Вы представляете себе частного сыщика как сурового мужчину с прищуром в костюме, шляпе и плаще/пальто, который выдает печальный (и очень крутой) монолог наутро с похмелья перед тем, как встретить роковую женщину, что приходит к нему в агентство нанять его для работы и разбить ему сердце, то скорее всего, Вы представляете себе героя "Мальтийского сокола" в исполнении Хампфри Богарта.
К слову, одежда Сэма Спэйда - это в реальной жизни одежда самого Богарта, что было распространенной практикой кинопроизводства в то время для экономии бюджета.
"Мальтийский сокол" вышел на экран в 1941 году. Это не первая экранизация одноименного детективного романа от Дашилла Хэммета - спустя всего год после выхода книги в 1931 году появился свой "Мальтийский сокол".
Чем же замечателен "Мальтийский сокол" 1941 года?
Кино снято в нуарном визуальном стиле
Длинные тени, контрастный свет, напряженные планы
Богарт & Спэйд
Хапфри Богарт - идеальный Сэм Спэйд.
Автор книг и сценария Хэммет сам работал в детективном агентстве и о главном герое писал так:
Spade has no original. He is a dream man in the sense that he is what most of the private detectives I worked with would like to have been, and, in their cockier moments, thought they approached.
У Спейда нет прототипа. Он мужчина мечты в том смысле, что он является тем, кем большинство частных детективов, с которыми я работал, хотели бы быть, и, тем, к кому, в свои более крутые моменты, они думали, что приближались.
/Перевод Lanaskino/
В такого героя хочется верить, он пусть и попадает в переплет, зато несгибаем.
Запутанный сюжет
Мы вместе с главным героем попадаем в сложную ситуацию, где все врут, а если говорят правду, то так редко, словно она была бы специально вставлена, чтобы сделать ложь более правдоподобной.
Спейд, несмотря на все свои интеллектуальные способности, постоянно чувствует, что скорее ситуация ведет его, а не он предвосхищает события. Точно так же и зритель - вынужден молча наблюдать за тем, как постепенно героя выводят к правде.
Это кино, написанное и снятое мужчинами для мужчин и про мужчин.
Женщины здесь появляются в трех ипостасях: верная соратница-секретарь (хоть и красивая, и молодая, но выполняющая функции мамы), безликий обслуживающий персонал и Она - femme fatale, роковая женщина.
Мужчины здесь, а особенно Спэйд, умны и проницательны и очень круты. Единственное препятствие - это femme fatale.
Сэм Спэйд читает ее как книгу, понимает, что она ему врет, но не может разобраться, в чем именно. И в конце концов он совершает крутой поступок, поступая с ней по справедливости, согласно своим принципам несмотря на свои чувства.
Месье Спейд
У "Мальтийского сокола" есть свой спин-офф - мини-сериал "Месье Спейд", где стильного детектива играет Клайв Оуэн.
После всех треволнений Сэм Спэйд уезжает на Юг Франции, где бросает курить, подправляет здоровье. Пока ничего не могу сказать, т.к. посмотрела одну серию, но атмосфера приятная, Оуэн хорошо справляется с постаревшим и уставшим Спэйдом.