Найти тему
IPLogos

Нетрадиционные Товарные Знаки: Форма Листа Салата-Латука

Фото Little Leaf Farms
Фото Little Leaf Farms

Еще несколько лет тому назад товарные знаки ассоциировались только со словами, изображениями и слоганами. Но все меняется. Товарные знаки тоже меняются, появляются новые виды знаков. Все чаще встречаются так называемые нетрадиционные знаки, к которым относят цвета, звуки, движения, формы товаров и упаковок. Сфера кулинарии и продуктов питания особенно лояльна к таким знакам.

Любопытно то, что в условиях жесткой конкуренции и при желании превратить свой товар в эксклюзив заявители подают на регистрацию такие неожиданные обозначения, что уже в категории нетрадиционных товарных знаков можно выделять свои нетрадиционные подвиды. Конкуренция помогает бизнесменам становится оригинальными и быть максимально творческими.

Практика такова, что самые необычные знаки заявляются и регистрируются в патентном ведомстве США. И кто бы мог представить, что форма листового салата может быть заявлена на регистрацию в качестве товарного знака. Американская компания Little Leaf Farms не только представила себе это, но и сделала. 28 апреля 2023 года компания подала заявку в патентное ведомство США на регистрацию товарного знака для формы листового салата с центром в виде спирали и волнообразными краями.

Заявленный товарный знак
Заявленный товарный знак

Законодательство о товарных знаках США устанавливает, что товарные знаки, состоящие из формы товара, не обладают различительной способностью, а значит не могут выполнять функцию товарного знака.

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.

По заявкам на регистрацию формы товара или упаковки ведомство направляет запрос заявителю с предложением доказать, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в ходе его интенсивного и продолжительного использования. То есть заявителю предлагается доказать, что заявленный знак так долго и много использовался, что у заявителей возникает ассоциация между товарным знаком и производителем товара.

Например, как это сделала американская кондитерская Magnolia Bakery, доказав, что форма кремовой шапочки на капкейке может быть товарным знаком, поскольку при виде такого капкейка потребители сразу понимают, что это капкейк от кондитерской Magnolia Bakery.

Фото Magnolia Bakery
Фото Magnolia Bakery

8 февраля 2024 года заявитель товарного знака для формы листа салата-латука тоже получил запрос экспертизы. Ожидаемо, эксперт сообщил, что заявленному товарному знаку не может быть предоставлена правовая охрана без предоставления доказательств о приобретенной различительной способности.

Заявленный товарный знак в использовании
Заявленный товарный знак в использовании

Эксперт привел примеры форм листьев салата других производителей на основании которых можно утверждать, что обычно листья свежего салата имеют сердцевину в виде спирали и волнообразные края. Для потребителей такая форма салатных листьев является традиционной и привычной. По мнению эксперта, у потребителей вряд ли возникает ассоциация между заявленной формой салатного листа и конкретным производителем, а значит такому знаку не может быть предоставлена правовая охрана.

Эксперт предложил заявителю предоставить доказательства в пользу приобретенной различительной способности данного знака. К таким доказательствам относятся, например, рекламные материалы, подтверждённые суммы расходов на рекламу, свидетельства потребителей, что они различают данный знак для определенных товаров, публикации в СМИ, опросы потребителей.

Пример эксперта формы салатных листьев другого производителя
Пример эксперта формы салатных листьев другого производителя

Еще одним основанием для отказа в регистрации знакам, состоящим из формы товара, является функциональность заявленного обозначения.

Суть доктрины функциональности заключается в том, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения с признаками, которые носят исключительно утилитарный или эстетический характер, то есть являются неотъемлемыми для использования товара, улучшают его потребительские свойства или существенно влияют на стоимость или качество товара. Иными словами, товарному знаку, который выполняет более, чем только свою основную функцию идентификатора, то есть функцию помощи отличать товары/услуги одного производителя от аналогичных товаров/услуг другого, может быть отказано в предоставлении правовой охраны на основе доктрины функциональности.

Еще одна причина отказа в регистрации данного знака - функциональность. Эксперт считает, что такая кудрявая форма листа салата является неотъемлемой частью салатных листьев. Большинство салатных листьев имеет скрученную форму.

Функциональность является абсолютным основанием для отказа в регистрации товарного знака, даже если у заявителя получится доказать приобретенную различительную способность. Преодолеть отказ на основе функциональности можно только с помощью аргументов. Поэтому интересно будет узнать ответ заявителя. Срок ответа на запрос составляет три месяца. Его можно продлить один раз еще на три месяца. То есть максимальный срок для подачи ответа - ориентировочно 8 августа 2024 года.

С товарными знаками для формы товара приходится очень непросто. Но доказав обоснованность предоставления правовой охраны для формы товара, правообладатель знака получает большие преимущества и перспективы, ведь он становится источником уникального, эксклюзивного продукта. В сравнении с нетрадиционными товарными знаками традиционным знакам гораздо проще получить правовую охрану.

Этот же заявитель Little Leaf Farms 25 апреля 2023 года подал заявку на регистрацию изобразительного товарного знака в виде закрученного листа с волнообразными краями зеленого, темно-зеленого и белого цвета. Ведомство вынесло решение о регистрации. 27 февраля 2024 года знак опубликован для подачи возражений против предоставления правовой охраны третьими лицами. У третьих лиц есть 30 дней для подачи возражения или продления срока для подачи возражения. Если в течение 30 дней уведомлений не поступит, знак будет зарегистрирован.

Изобразительный товарный знак
Изобразительный товарный знак

Продолжение по заявке товарного знака для формы листового салата по мере развития событий. А события обещают быть интересными.

________________________________________________________________________________________

Если вам необходима консультация по товарным знакам или авторскому праву, помощь в регистрации права на товарный знак, помощь в защите нарушенных прав на товарные знаки и авторские права, пишите на почту info@iplogos.ru .

Если понравилась публикация - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Публикации обновляются ежедневно. У меня для вас много интересного и полезного.