30,5K подписчиков

Мотоциклы Иж. Как начиналась история завода и уникальные фото мотоциклов с различных музеев где я побывал

288 прочитали

Мотоциклы с маркой Иж впервые в СССР появились в 1929 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова. «Иж-1» и «Иж-2» были с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л. с. с карданным приводом.

ПМЗ-750 разработка НАМИ и Можарова
ПМЗ-750 разработка НАМИ и Можарова

«Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», двигатель был расположен поперечно и с цепной передачей на колесо. Легкий мотоцикл «Иж-4» с одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток».

«Иж-5» «Композиция» мотоцикл, был создан с двигателем 500-кубового мотоцикла «Неандер». Все разработки были улучшенные копии различных иностранных мотоциклов, которых не выпускали серийно.

Л-300
Л-300

Только мотоцикл «Иж-7» был копией «Л-300», разработанный Можаровым на базе «ДКВ-Люксус-300» с двухтактным одноцилиндровым двигателем с поперечной продувкой. Имел трёхступенчатую коробку передач, привод на заднее колесо с цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Это был массовый мотоцикл (около 110 штук) до 1934 года. Сам Можаров П.В. похоронен в Сочи, он уехал лечиться в 1934 году и не вернулся. До 1941 года были созданы «Иж-8», «Иж-9», «Иж-12».

ТИЗ-АМ-600 1938 год
ТИЗ-АМ-600 1938 год

С 1946 года в Ижевске начинается возрождение мотоциклетного завода. Завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350», копия немецкого «DKW NZ-350».

ИЖ-350
ИЖ-350

Мотоцикл был адаптирован для эксплуатации в российских условиях. В целом же общий вид и конструкция были практически аналогичны с германским оригиналом. Для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Производство мотоцикла «Иж-350» началось на оружейном заводе в Ижевске.

ИЖ-49 с коляской
ИЖ-49 с коляской

Для быстрого начала выпуска мотоцикла «Иж-350», копии немецкого «DKW NZ-350», на завод были приглашены специалисты из Германии. Мотоцикл Иж 350 с двухтактным двигателем мощностью 11 л. с. имел возможность разгонятся до 90 км/ч. На большой скорости трудно управлять мотоциклом ИЖ-350, на котором жесткая задняя подвеска и передняя вилка параллелограммного типа.

ИЖ-49
ИЖ-49

В 1949 году был разработан один из самых заметных мотоциклов из Ижевска — мотоцикл ИЖ-49, серийно его начали выпускать в 1950 году. На мотоцикле ИЖ-49 установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой.

ИЖ-49
ИЖ-49

Мощность двигателя — 11,5 л. с. при 4000 об/мин., объем цилиндра — 346 см³. Выхлопная система на двигателе с двумя глушителями. Запуск двигателя производится кикстартером расположенным с левой стороны картера коробки передач. Переключение передач на мотоцикле дублированное, с левой стороны переключение производится педалью или с правой стороны переключение производится рукой на бензобаке.

ИЖ-49 в коллекции в Новом Торьяле
ИЖ-49 в коллекции в Новом Торьяле

В детстве, помню в деревне у «фронтовика» был такой мотоцикл, в 90-х годах я сам лично прокатился на мотоцикле «Иж-49». Более современную модель мотоцикла «Иж-56» начали выпускать в 1956 году.

мотоциклы тех лет делались качественно
мотоциклы тех лет делались качественно

В 60-х годах прошлого века начался технический прорыв в СССР и запустили первый спутник, в космос полетел Ю. А. Гагарин. Были разработаны автомобили ЗИЛ-130, УРАЛ-375, МАЗ-500, УАЗ-69, Москвич-412, ГАЗ-21 такого не было с тех времен. Многие говорили про космос, возможно мотоциклы «Иж-58» переименовали в мотоциклы «Планета», через год, в 1961 году начали выпускать мотоцикл «Юпитер» с двухцилиндровым двигателем объёмом 350 см³.

ИЖ-Юпитер
ИЖ-Юпитер

Отдельно можно сказать про мотоцикл ИЖ- Планета Спорт-350, самый быстрый мотоцикл, выпускаемый в Ижевске. Первоначально использовались импортные комплектующие, и его экспортировали за границу про него можно прочитать здесь.

ИЖ-Планета-Спорт-350 первых выпусков
ИЖ-Планета-Спорт-350 первых выпусков

Мотоциклы «Юпитер» и «Планета» были внешне практически одинаковы, имелась возможность установки бокового прицепа. Каждые 7 лет разрабатывали новую модель мотоциклов «Планета» и «Юпитер», улучшали светотехник, внешний вид, установили 12 вольтовое оборудование.

В сельской местности, в 80-х и до 2000-х у многих были мотоциклы. Мотоцикл — являлся неприхотливым транспортом, пока цена нового мотоцикла не превышала б/;у легкового автомобиля. У моих родителей был Иж–Юпитер 3К, до службы в СА я успел на нем немного поездить.

ИЖ-Юпитер-3
ИЖ-Юпитер-3

Мотоциклетный завод разрабатывал различные двигатели для мотоциклов, и новые модели техники. Я был во многих музеях, как «Мотомир» Вячеслава Шеянова, в Нижнем Новгороде «Назад в СССР», в московском музее Вадима Задорожного, где рассматривал технику.

В музеях представлены мотоциклы и их редкие модели различных разработок, в том числе с роторно-поршневым двигателем (РПД), с водяным охлаждением. Разрабатывали в Ижевске современные байки, мотоциклы для эскорта, но все это ушло в историю. Спроса на мотоциклы не было, и в 2008 году мотоциклетный завод в Ижевске обанкротился.

я думаю одна из лучших и красивых мотоциклов
я думаю одна из лучших и красивых мотоциклов

Мне приходилось общаться с владельцами различных мотоциклов, ездил 8 лет на Днепр-11, для души сейчас имею ЧЗ-350-472-6 1989 года полностью восстановленный.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Группа в контакте и одноклассниках "Авторемонт и техника"