Если в первой части поставили вопрос, как выживать локальным игрокам в войне с бизнес-экосистемами, то сейчас ружье должно обязательно выстрелить ー нужно выдать размышления о решении (не решения, подчеркиваю, а размышления о решениях).
Мы остановились на том, что крупные игроки в виде удобных для людей, многофункциональных платформ или нафаршированных до зубов бизнес-экосистем постепенно проникают на локальные рынки. Если рынок перспективный для строительства и на нем не выстроена административная броня, то местному строительному сообществу придется ощутить на себе экзистенциальную угрозу. Объективность и трезвомыслие здесь будут лучшими друзьями.
Есть две фундаментальные стратегии:
Нападать или обороняться.
(Есть еще 3 вариант, сразу капитулировать и уйти на другой рынок. Но будем, как советуют стратеги, оставаться в игре).
Варианты нападения, т.е. попытки сражаться за долю или свое место на рынке в виде нишевого игрока:
- создать свою экосистему, если собрать много ресурса и иметь хорошие коммуникативные способности, чтобы эффективно договариваться с участниками будущей системы;
- нишеваться и выстраивать четкую позицию, например, в сегменте премиального продукта, куда “гости” точно не пойдут, или строить в малых городах своего региона, где есть крупная инфраструктура (добыча, предприятия, наука, исследования, туризм и пр.)
- уйти в массовый сегмент, строить много и очень дешево (наблюдаю прямо сейчас, что это вполне рабочая стратегия).
- объединяться в альянсы с другими местными игроками.
Нужно отметить, что любая из этих стратегий требует серьезного контроля над ситуацией. Думать, что рынок поделен и баланс достигнут недальновидно. Ведь на рынке есть еще покупатели, а они могут дрейфовать от одного продукта к другому в зависимости, в т.ч. от внешних обстоятельств. Потому все необходимые инструменты PR, маркетинга и брендинга должны быть в работе, а не пылиться до кризисных времен.
Варианты обороны
- оттягивать приход “гостей”: ускорять процессы в своей модели, быстро генерить прибыль и скупать землю, искать партнерства с держателями банка;
- иметь броню с лице региональных чиновников (это, конечно не везде возможно, где-то крупных застройщиков прямо зазывают, чтобы они выполнили за местных KPI по строительству)
- психологически закрыться и отгонять мысль о том, что такое вообще возможно.
Кто-то скажет, это не про нас или когда это еще будет, перспектива настолько далека, что мы успеем 10 раз построить свои ЖК. Может быть и уверенность в том, что пирога хватит на всех, каждый приспособится как-нибудь.
Но, во-первых, все развивается так быстро, что глазом моргнуть не успеем, как все это будет.
Во-вторых, кто сказал, что конкуренция бывает только отраслевой? Сегодня, в нашей стране идет конкуренция не только за клиента, но и за человеческий ресурс. Построит WB или Ozon свой сортировочный центр рядом с вашим городом, начнется великий исход кадров. (Проверено на собственном регионе). Работать будет некому.
Как в народе говорят “Пока гром не грянет…”?
Но кто-то же придумал громоотвод…
Читайте первую часть статьи ТГ Письма Михалиной про маркетинг, брендинг, стратегии