В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из передовых школ России будут делиться своим опытом. ВШЭ как национальный центр по подготовке управленцев и педагогов поможет выстроить механизмы привлечения, подготовки и «укоренения» специалистов.
Модель инновационного лицея имени В.И. Долгих, открытие которого намечено на 2026-й, уже обсудили в Институте образования ВШЭ. Дети с первого класса будут выбирать свою образовательную траекторию. Предлагается пять сценариев: академический, инженерно-технический, бизнес-ориентированный, социально-гуманитарный и «свободный год» для еще не определившихся.
Будет внедрен принцип «образовательной песочницы», дети смогут экспериментировать и учиться на ошибках. Будет клубное пространство для развития личности и командной работы. Запланирована бизнес-траектория, чтобы ученики попробовали себя в роли предпринимателей. Помещения для юных предпринимателей, чтобы ребята попробовали себя в бизнесе. Вместе с аттестатом ребята будут получать свою первую трудовую книжку и возможность трудоустроиться.
Организаторы решают задачу — сделать лицей настолько привлекательным, чтобы семьи сотрудников «Норникеля» и других компаний переезжали сюда ради образования детей и оседали в городе как минимум до их выпуска. Кроме того, важно давать молодежи понять, что они здесь нужны, тогда больше выпускников захотят остаться или поддерживать связь с родным городом тех, кто все-таки уедет.
Лицей должен стать центром образовательного кластера из двенадцати школ, распространяющего лучшие практики по всем 36 школам города. Местные учителя смогут перенимать опыт лучших педагогов во время «академических вахт». Такая трансляция знаний внутри города даст мощный импульс развитию всей школьной системы Норильска.
«Это амбициозный проект с сильной образовательной философией», — считает руководитель лаборатории управления школой ВШЭ Константин Серегин. По его словам, ВШЭ поможет найти специалистов, закрепить их не только в новом лицее, но и во всей городской системе образования.