Геометрия начала своё шествие по истории человечества с древних времён. Сначала в диком хаосе природы люди научились различать красивые формы и понимать их закономерность, и, соответственно, стали этому подражать, как проявлению "высшего начала", Порядка. В звуке ритма они находили необходимую повторяемость, которая образно выявилась в первых геометрических рисунках с их примитивными формами - от полосок, треугольников, квадратов и кругов - к более сложным ритмическим схемам.
Вскоре украшательство предметов быта, одежды, орудий труда стало повседневной необходимостью жизни, а к рисунку орнамента добавились сакральные смыслы.
Восприятие орнамента не требует вовлечённости воображения в иную пространственную среду, но определённые его закономерности многое могут рассказать и об эпохе его создания и о принадлежности его к культуре определённой нации. То есть орнамент ( геометрический, растительный и антропоморфный) представляет собой с одной стороны - эстетическую составляющую мира, с другой - познавательно-просветительскую и одновременно таинственную, предлагая к расшифровке отдельные запоминающиеся элементы.
Формируется орнамент на плоскости по законам симметрии и ритма, и если первые сложные рисунки предполагали две направляющие - горизонталь и вертикаль, то позднее появились диагонали, что существенно осложнило технику орнамента.
Когда появились переплетения узоров ( к примеру, " звериный стиль"),то элементы в них выглядели обобщёнными в своих формах, напряжение рисунка значительно вырастало и весь орнамент превращался в сложный клубок эффектных взаимопроникающих линий и силуэтов.
В нём была ясно выраженная мысль бесконечного движения, активности, атаки и сопротивления, то есть всего того, что дикие племена понимали под основными целями бытия. Таким образом они искренне передавали через орнаментальные мотивы своё непосредственное ощущение и переживание жизни через первобытные страхи, носящие порой химерический характер, и через своё усложнённое понимание подлинной красоты.
Отныне художник становится хозяином фантастического мира, который творит под влиянием преобразующей силы вдохновения. Техника сложного плетения позднее распространится на разнообразные виды ремесленного творчества - кожевенного, литейного, мозаичного, ювелирного, искусства книжной миниатюры, вышивки, инкрустации, резьбы по дереву, слоновой кости, и т.п.
Условно весь орнамент делится на геометрический, растительный и зооморфный, в который входят изображения зверей и человека.
Символичность орнаментальных мотивов легче всего наблюдать на египетских изображениях, так как вся эта величественная и долговременная цивилизация была проникнута религиозным почитанием Божественной сути вещей.
Обожествлённый лотос, символизирующий бессмертие, встречающийся повсеместно в египетской живописи и архитектуре, - один из основных элементов орнамента.
Это произошло из-за всемерного почитания Солнца, дарующего жизнь, это символизация сменяющихся времён года и чередующихся поколений, непрерывности бытия...
Солнце изображали и в виде крылатого диска, и урея, и жука-скарабея, множественностью символов отдавая дань его благодатным свойствам на землю.
Египтян трудно превзойти по математической точности, пропорциональной гармоничности и масштабности замыслов изображений, а египетский орнамент настолько многофигурен, иерархически выверен, композиционно устойчив, что понимаешь, какая мощная работа мысли и вкуса стоит за всем этим.
Античность подарила орнаменту не только греческий меандр и пальметту, но и чудесный рисунок листьев аканта, встречающийся и на барельефах фриза, и в форме капители.
Симметрия и правильность - основные правила греческого орнамента; широко применялись ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент - овы. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаик, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий. Растительные мотивы включали листья плюща и лозу винограда, ветви оливы и цветы жимолости.
Они были особенно почитаемы в крито-микенской культуре и позднее были подхвачены римскими скульпторами и зодчими. На Крите часто встречались зооморфные изображения, основным из которых была голова быка, и фигуры фантастических животных.
Римский орнамент во многом заимствовал греческие находки, из существующих греческих ордеров римляне предпочитали коринфский и композитный, как наиболее соответствующие их представлению о роскоши. Искусные ремесленники, римляне усложняли орнаментальные композиции и насыщали ими лепнину и барельефы своих величественных сооружений. Распространённым элементом декора стали гирлянды, крылатые амуры и грифоны.
Древние романские постройки несут в себе различные по регионам орнаментальные рисунки, особенно разнообразна древняя мозаика интерьеров храмов: каждый художник хотел обогатить пространство культового сооружения одному ему присущими элементами декора.
Распространённым украшением становится геометрия орнамента в полосе.
Старинные мотивы древнего среднеазиатского орнамента калейдоскопичны и живописны одновременно - здесь сила цвета играет важнейшую роль, а сложность рисунка обусловлена многоярусностью восточной мудрости и накопленных тысячелетиями приёмов.
Мавританский орнамент имеет лучеобразные построения, совмещение геометрических и растительных мотивов, включает в себя геральдические элементы.
Арабский орнамент строится на сетках, образующих узлы - "гирих", которые выстраиваются с помощью циркуля и линейки, причём иногда одна орнаментальная сетка накладывается на другую. Сложность такой арабской "вязи" возникает благодаря многомерности восприятия множества гирихов, наложенных друг на друга и создающих почти объёмный эффект. Математическая выверенность гирихов заключается в рациональном отношении к тому чрезвычайному разнообразию, какое дарит нам эффект наложения разных по сложности рисунков. Орнамент, применявшийся арабами и называемый арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами- прямоугольными буквами или скорописными.
Сложная узорность - неотъемлемая часть орнамента ( продолжение следует ).