ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ И УНИКАЛЬНЕЙШИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ЭТОГО СВЯТОГО МЕСТА
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь - один из духовных центров нашего Православного Отечества.
Находится он в Псковской области, в городе Печоры, в 760 км от столицы.
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ЭТОГО МЕСТА
Монастырь появился в этих местах не сразу. Изначально здесь было тихое благодатное место, куда переселялись, спасаясь от жестоких кочевников, иноки из Киевской Лавры. Имена их Летопись не сохранила, однако хорошо известно имя самого переселенца – преподобного Марка. Умалчивает летописец и о точной дате возникновения в этих краях монашеской общины.
Впервые Свято-Успенская обитель упоминается в XIV-м столетии. В ту пору находился здесь непроходимый лес, который, однако, посещали порой изборские охотники и жители окрестных селений, искавшие целебные травы и прочие лесные дары.
Летописец сохранил Предание о том, как однажды жители расположенной неподалеку деревеньки услышали молитвенное песнопение, доносившееся с одного из здешних лесистых холмов. Вместе с теми сладкоголосыми звуками донес до них ветер с того же самого места и удивительное благоухание.
Селяне были так поражены подобными событиями, что поначалу было решили, что те прекрасные звуки исходили из уст самих Божиих ангелов, однако позднее выяснилось, что пели то первые иноки прославленного в будущем монастыря, прибывшие в эти северные края из южных русских земель.
В скором времени крестьяне выкупили ту местность.
По жребию земля, на которой поселились монахи, досталась некоему Ивану Дементьеву, который, выстроив себе дом неподалеку от иноческих келий, о существовании которых поначалу ничего не знал, основал на этой территории деревушку Пачковку.
Узнали же о существовании здесь обители местные жители так.
Как-то раз, занимаясь в лесу рубкой леса, крестьянин Дементьев срубил мощный ствол таким образом, что тот, падая, повалил вместе с собою сразу несколько других деревьев. И тут выяснилось, что корни тех растений проникали в землю весьма неглубоко, потому что под ними находилась изрытая неизвестными отшельниками пещера. Над входом в ту пещеру обнаружили надпись «Богом зданные пещеры».
Когда удивленный находкой крестьянин и помогавшие ему лесорубы с опаской проникли под своды, то обнаружили там подземную церковь, а в ней возносящих молебные пения иноков… Таким образом и была явлена в 1392 году миру Псково-Печерская обитель.
Официально же датой воздвижения Свято-Успенского монастыря принято 1473 год. Именно в тот год на здешнем холме был обустроен первый монастырский храм подвизавшимся в этом месте священнослужителем Иоанном Шестником. Этот человек переехал в Псковские земли из ливонского города Юрьева, спасаясь от гонений, устроенных на православных приверженцами католицизма. Все оставшиеся на его родине служители Истинной Церкви и православная его паства приняли мученическую кончину, и это настолько повергло в отчаяние отца Иоанна, что он, оставив свое семейство в деревне Пачковке, навсегда удалился из беспощадного и несправедливого мира.
В 20-е годы XVI-го столетия, при игумене Герасиме, обитель перенесли с возвышенности, которую в наши дни называют Святой Горой, в речную долину. В этот период вокруг главной Успенской церкви монастыря стали воздвигать прочие приходы. А для братии, число которой непрестанно увеличивалось, выстроили кельи.
Поскольку обитель находилась на рубеже Российских пределов, ей, конечно же, довелось испытать немало вражеских осад. Особенно нелегко пришлось монахам и небольшому гарнизону ратников в годы, когда властвовал в Речи Посполитой знаменитый своими походами полководец Стефан Баторий.
Так, летом 1581 года польско-литовские полки осадили монастырь и при помощи осадных орудий проломили в одном месте его защитные укрепления. Защитники крепости, не имея возможности противостоять множеству вражеских воинов, вынесли в тот час к пролому главные святыни обители, среди которых были и чудесные лики Божией Матери. До ночи молились в тот день осажденные, и заступлением Небесной Защитницы все неприятельские приступы были отражены.
В 1721 году Ништадтский мир, заключенный Петром I с Королевством Шведов, отодвинул границы России на Запад и тем положил окончание оборонной миссии Псково-Печерской обители.
Слава Свято-Успенского монастыря увеличивалась из года в год, привлекая в это священное место богомольцев со всех уголков государства. Казна обители стала быстро пополняться многими драгоценными вкладами. Насельники на эти средства восстанавливали разрушенные строения, помогали нуждающимся и выкупали военнопленных.
В период управления обителью святого игумена Корнилия в ней была собрана великолепная библиотека, где хранились древние рукописные книги и хроники. При библиотеке велись Летопись Земли Псковской, Кормчая книга и Большой синодик для поминовения отошедших в вечность иноков и благотворителей. Некоторые из раритетов того периода сохранились до нашего времени. Архимандрит Филарет (Кольцов) по этому поводу поясняет:
«Самое ценное в нашей библиотеке – рукописи. Мы их, по возможности, реставрируем, фиксируем их состояние, составляем опись. Делаем и электронные копии. У многих из них нет авторов – их писали разные лица. Некоторые слова и обороты речи в них понятны не сразу — для понимания их нужны жизнь и практика».
В 1920 году земля, на которых находится обитель, присоединена была к территории Эстонии – таким образом Всемилостивый Господь уберег это священное место от разорения и упразднения. Это единственный в России монастырь, не закрывавшийся за годы своего существования.
И сегодня насельники продолжают дела подвижничества, начатые их благочестивыми предшественниками. Братии в обители сегодня около 80 человек, а число приезжающих сюда со всех областей паломников исчисляется десятками тысяч.
Регулярные служения проводятся в пяти из 10 здешних церквей.
В 90-е годы минувшего столетия при обители основали Дом Милосердия для заботы о престарелых прихожанах. Нуждающимся предоставляют также безвозмездное питание.
В обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Чтение это не прекращается ни днем, ни ночью. В это время поминаются не только имена всех иноков, но и всех мирян, присылающих братии имена своих близких. Псалтирь читают сразу в нескольких церквях, но большая ее часть звучит в церкви святого Лазаря.
МОНАСТЫРСКИЕ ХРАМЫ
Успенский храм
Устроивший в XV-м столетии эту церковь отец Иоанн (Шестник) добивался ее освящения весьма долгий период. Поскольку церковь ископана была в холме, местные церковнослужители не решались святить ее по православным обычаям. Пришлось отцу Иоанну (тогда уже преподобному Ионе) ехать за благословением к самому архиепископу Новогородскому Феофилу. Владыка дал благословение, и Успенскую церковь освятили 15 августа 1473 года. Как говорит нынешний игумен этого места Хрисанф (Липилин): «Этот день является днем рождения нашей обители».
Успенская церковь – главная и древнейшая в обители. Здесь находится Престол в память о первых Киево-Печерских праведниках – преподобных Антонии и Феодосии. Храм этот, конечно же, со временем перестаивали: вторично освятили его в 1523 году.
Церковь Успения устроена в горе. Ее земляные своды облицованы кладкой из кирпича, поддерживаемой 13-ю мощнейшими столпами.
У южной стены храма, в особо обустроенной нише, находится честное тело святого Корнилия – игумена-мученика, погибшего от руки Иоанна Грозного. Этот Божий угодник почитается покровителем здешней братии. Ежедневно, на протяжении нескольких столетий, у его усыпальницы в 6 часов утра совершается братский молебен – это вековая традиция данной обители.
Звонница с особым Древнерусским способом звона
Каменную звонницу установили на месте обветшавшей деревянной в XVI-м столетии. Изначально в ней было шесть пролетов, чуть позднее пристроили еще один.
Число колоколов на ней постоянно менялось: их то переплавляли, то передавали в подчиненные приходы, то приобретали новые. Иной раз этому священному месту жертвовали трофейные колокола или колокола, отлитые по обету.
Полиелейный колокол пожалован обители царем Иоанном Грозным, Часовой колокол – царем Борисом Годуновым, а Праздничный – императором Петром I. Эти три главных монастырских колокола подвешены на специальных вращающихся осях и раскачиваются при помощи особых шестов – очепов, к которым подвязан длинный канат, оканчивающийся стременем. В стремя при раскачивании колоколов ставит ногу звонарь — подобный способ звона называется Древнерусским. Сохранился он только в этой обители.
В наши дни на звоннице установлено 17 различных колоколов.
Часовая башня
Эта башня находится с восточной стороны звонницы. Механизм установленных в ней часов тросами соединен с колоколами, благодаря чему куранты звонят в обители каждую четверть часа.
Послушник Александр (Пасюгин), контролирующий механизм часов, поясняет:
«Эти часы – одна из визитных карточек нашего монастыря. Они нуждаются в периодическом смазывании, в контроле их точности, в заводе. Раз в двое суток их нужно заводить… Всякий раз, когда меняется время года, ход их изменяется ввиду того, что железо меняет свои размеры и свойства… Каркас их полностью кованный – все это ручная работа. Многие детали сделаны из дерева, а гирями для них служили некогда мощные бочки, заполненные песком».
Петровская башня
Данное строение, возведенное в XVII-м столетии, находится над Святыми Вратами обители. Конструкция башни трехъярусная, с галереей по периметру, оканчивающейся куполом в стиле малороссийского барокко.
До революции купол башни венчал двухглавый орел, сделанный по приказу Петра I, высоко оценивающего роль монастырских крепостей в сражениях Северной войны.
В 1913 году на здании установили медные часы, а в 1923 году провели реконструкцию этой постройки.
Михайловский храм
Эту церковь воздвигли в память об удивительном событии, произошедшем в 1812 году.
19 октября 1812 года, после того как войска Бонапарта оккупировали Полоцк, в находящемся недалеко от него Пскове провели Крестный ход с монастырскими реликвиями – чудотворными иконами Божией Матери «Успение» и «Умиление». И буквально на следующий же день русские войска отбили Полоцк, невзирая на то, что французы втрое превосходили их по численности.
Возведение данного прихода завершилось в 1827 году. В том же году, 29 июня, его освятили.
Строение церкви весьма массивное, возведено оно в классическом стиле.
В 1899 году писательница Е. А. Воронова, посетив обитель, оставила следующее описание Михайловского собора:
«Новый храм во имя Михаила Архангела и по внешнему, и по внутреннему своему виду резко отличается от других церквей монастыря. Архитектура его новейшая, все иконы его в художественном отношении составляют верх совершенства: можно стоять пред ними целый день и все не наглядеться на эти чудные благостные лики. Храм этот интересен и в историческом значении. Он воздвигнут в 1827 году в память избавления города Пскова от нашествия Наполеона, в настоящий же и благоустроенный вид он приведен при нынешнем архимандрите Мефодии, о чем гласит и доска, прибитая внутри храма, к западной стороне его. Кроме этой доски, прибиты еще две мраморные доски, на которых начертаны имена всех воинов, павших на поле брани».
Богом зданные пещеры
Пещеры эти постоянно расширялись. Сегодня они представляют собой семь упирающихся в тупик «улиц» совокупной протяженностью 217 метров. Ведет в них лишь один вход, являющийся одновременно также и выходом.
Недалеко от входа покоятся мощи основателей этого священного места – преподобного Марка и преподобных супругов Ионы и Вассы.
Изначально под сводами этих проходов погребали только монашескую братию, потому две из пещерных «улиц» именуются «Братскими». Впоследствии эти пещеры сделались местом упокоения и мирян: именитых вельмож и особ княжеского рода. Усыпальницы при Псково-Печерской обители всегда считались местом упокоения особ весьма высокочтимых.
Здесь же находится и немало гробниц воинов, защищавших рубежи Отечества во времена многочисленных ратных сражений.
До нашего времени сохранилось около 350 гробниц. Здесь покоятся прадеды Пушкина и Плещеева, Кутузова, Мусоргского. Всего же, по мнению исследователей, погребено было под этими сводами более 10 тысяч душ христианских.
Одна из пещерных улочек завершается церковью Господнего Воскресения — здесь проходят богослужения на Пасху и в дни поминовения. По правой стороне от этой церкви находятся гробницы монастырских старцев, подвизавшихся в обители в ХХ-м веке: схиархимандрита Агапия, архимандрита Иеронима, схиигумена Саввы. На соседней улочке находится усыпальница архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Многие люди приходят сюда, ища у этих старцев утешения и поддержки.
Подворье монастыря
Подворье обители находится в Пскове. На его территории есть две церкви – Покрова Божией Матери и святого Николы Явленного. Приписана к нему и старинная церковь великомученицы Варвары, возведенная в 1618 году, – единственный в этих местах памятник деревянного зодчества XVII-го столетия.
В 1993 году еще одно подворье открыли при столичном Сретенском монастыре, спустя три года его реорганизовали.
При обители устроены также три скита с хозяйством. На полях монахи выращивают овощи и зерновые культуры. Есть коровник и собственная молочная ферма, а также пекарня, где выпекается бездрожжевой хлеб и просфоры.
Корнилиевский колодец
Колодец этот находится неподалеку от звонницы главного собора обители.
Со времен Средневековья воды его почитаются воды целебными – паломники считают, что целебная сила предается этим водам молитвенным предстательством святого игумена Корнилия.
Монастырские укрепления
При игумене Корнилии в XVI-м веке монастырь был хорошо укреплен: его стены имеют толщину в 2-2,5 метра, а высоту – 11 метров.
В стены встроено девять боевых башен, каждая из которых имеет собственное именование. По внутренней стороне стен устроены так называемые гульбища – особого рода постройки, с которых при во время осады следили за неприятелем.
Стены монастыря возвели в рекордные по тем временам сроки – всего за 7 лет. Их возводили из известняка, которого не было в здешних окрестностях, но который в достатке имелся в Изборске. По Преданию, в ту по пору боголюбивые жители Изборска выстраивались в единую цепочку от города до монастыря и передавали известняковые плиты из рук в руки, чтобы ускорить строительство укреплений.
О монастырских святынях и о великих старцах, прославивших это священное место своими подвигами, можно будет прочитать чуть позднее из отдельной статьи.