Найти тему
Археология+

САВРОМАТЫ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

(С) Богачев А.В., 2010

Впервые с древностями савроматов я столкнулся в 1977 году. Мне, школьнику 8 класса, руководитель раскопок Новопавловского курганного могильника Вера Александровна Скарбовенко доверила расчистку савроматского погребения (с 19 бронзовыми наконечниками стрел) из кургана №9. Двадцать лет спустя я побывал на раскопках курганного могильника Березки. В.А. Скарбовенко, руководившая экспедицией, подробно рассказала нам об особенностях этого памятника савроматского времени (интервью с автором раскопок можно посмотреть на нашем канале в видео «У истоков истории Самарской губернии. Часть 2).

-2

И, к слову, на превью савроматская золотая бляха из Андреевского курганного могильника– символ Средневолжской археологической экспедиции.

Савроматы: кто они?

САВРОМАТЫ – кочевые племена, жившие в середине I тыс. до н.э. восточнее скифов и принадлежавшие к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов. Они занимали обширные пространства от Дона и до Южного Приуралья включительно. Геродот сообщает, что савроматы произошли от браков воинственных амазонок со скифами, которые решили выселиться из земли скифов за реку Танаис (р. Дон): «Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида (Азовское море – А.Б.). Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили их язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». И далее: «По ту сторону Танаиса нет более Скифии; первая из тамошних областей принадлежит савроматам, которые занимают пространство в 15 дней пути, начиная от угла Меотидского озера по направлению к северу. Вся эта страна лишена диких и садовых деревьев». На рубеже V-IV вв. до н.э. начинается продвижение савроматов на восток в земли скифов. Судя по античной традиции, с IVв. до н.э. низовья Дона, а возможно, и часть северного берега Меотиды принадлежат уже савроматам. Не исключено, что это происходило под давлением кочевых племен, теснивших савроматов далеко на востоке. Во всяком случае, на страницах греческих авторов IV-II вв. до н.э. появляются новые этнонимы – «сирматы» и «сарматы», которые в некоторых контекстах противопоставляются савроматам. Д.А. Мачинский считает, что античные писатели отличали сирматов-сарматов от «женовладеемых» савроматов, в то время, как с конца II в. до н.э. и позднее все три названия стали употребляться как синонимы. Вопрос о происхождении савроматов продолжает обсуждаться. В свое время К.Ф.Смирнов писал, что «прямые потомки скифских и савроматских племен вышли из единого массива прежнего населения – носителей срубной и андроновской (для савроматов) культур Евразийских степей. И вполне вероятно, что ко времени, когда впервые фиксируются походы скифов в Переднюю Азию, в их орду, хозяйничавшую в Закавказье и Малой Азии, входили и непосредственные предки савроматов». Однако в настоящее время теория автохтонного происхождения савроматов большинством исследователей не поддерживается. К примеру, М.Н. Погребова, Д.С. Раевский предлагают искать истоки их культуры на востоке и юге – в мире скифских культур. Хозяйство, идеологические представления и материальная культура савроматов очень близки скифским. Территория Самарского Поволжья входила в зону культурного влияния савроматов.

САВРОМАТЫ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ - Лесостепные и степные районы Самарского Поволжья (бассейны рек Самара, Большой Иргиз, Чагра, Чапаевка) были северо-западной окраиной савроматского мира. Исследованию памятников савроматской культуры (названа по этнониму) на территории Самарского края посвящены работы В.В.Гольмстен, Г.И.Матвеевой, И.Б.Васильева, В.А.Скарбовенко, В.Н.Мышкина. Археологические объекты савроматов представлены курганными могильниками. Наиболее интересные находки савроматской культуры были сделаны у сел Андреевка (Богатовский район), Новопавловка (Красноармейский район), Неприк и Гвардейцы (Борский район), Березки (Волжский район). Погребения савроматской культуры всегда подкурганные. Насыпи курганов сравнительно небольшие. Иногда могила делалась в кургане более древних эпох. Иногда (Березки) над могилой возводился мавзолей из сырцового кирпича. В некоторых курганах зафиксированы следы ведущего в погребальную камеру коридора – дромоса (от греч. «бег»). Умерших укладывали на подстилку вытянуто на спине в могилу прямоугольной (или квадратной) формы. Судя по наличию в могилах следов огня (золы, углей) и каменных жертвенников-алтарей, савроматы использовали огонь в погребальной практике. Керамика, найденная в савроматских погребениях – плоскодонные неорнаментированные округлобокие лепные сосуды горшковидной формы. В савроматских могилах часто находят небольшой длины железные мечи – акинаки, бронзовые наконечники стрел, принадлежности конской упряжи, зеркала, а также нашивные бляхи из драгоценных металлов.

Акинак
Акинак

Показательно, что большинство изделий (или их отдельные элементы – рукояти зеркал, навершия мечей) выполнены в традициях скифского звериного стиля. Именно эта манера подобным образом декорировать оружие и предметы быта позволяет поставить савроматов в один ряд со скифами, саками и другими кочевниками Евразийских степей той эпохи. Савроматы вели кочевой образ жизни. Основу их хозяйства составляло скотоводство. Они разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот. Постоянно нависавшая над скотоводами опасность потерять все свои богатства предопределила полувоенный образ жизни всего савроматского общества. И в этой связи, находки оружия в женских погребениях далеко не случайны. Однако и сами савроматы, судя по всему, были не прочь поживиться за чужой счет. Об этом, в частности, свидетельствует факт того, что их северные соседи (лесные финно-угорские племена) именно в это время на своих южных границах начинают строительство крепостей-убежищ – городищ. Исследователи савроматских древностей Самарского Поволжья В.Н. Мышкин и В.А. Скарбовенко отмечают, что «среди савроматских материалов преобладают находки, указывающие на культурное единство кочевников Самарского Заволжья и населения степей Южного Приуралья. Поэтому говорить о том, что степи Самарского Заволжья населяли савроматы можно лишь условно». То есть для обозначения кочевых племен региона термин «савроматы» подчеркивает скорее культурную, нежели этническую принадлежность. Савроматская культура в регионе сменилась сарматской. К.Ф. Смирнов писал, что «впоследствии савроматы были, вероятно, завоеваны южноуральскими кочевниками и вошли в новые сарматские объединения аорсов, роксоланов, языгов и сираков. У некоторых из них, особенно у сирматов и сираков, савроматский элемент был ведущим».

-4

Литература: Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Мышкин В.Н., Скарбовенко В.А. Кочевники Самарского Поволжья в раннем железном веке // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Мышкин В.Н. Савроматская культура // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.