В данной статье говорится об особенностях темперамента человека. Отмечаются главные различия в поведении детей разных темпераментов, рассказывается об определенных подходах, которые необходимо учитывать родителям при воспитании своих детей.
Зная некоторые особенности темперамента ребенка, родители с первых дней воспитания малыша могли бы избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует определенного подхода.
Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И.П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной деятельности.
«безудержный»/ холерик
Сильный, неуравновешенный, подвижный.
«живой»/сангвиник
Сильный, уравновешенный, подвижный
Рекомендации родителям детей- холериков и сангвиников (экстраверты).
Как можно чаще хвалить своих малышей, обсуждать с малышом различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых.
При нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы. Ребенка надо переключать на другое занятие, заинтересовывать чем- либо или просто успокоить. Родителям эмоционально нестабильных детей следует учиться контролировать свои эмоции.
С ребенком - сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятии на другое, поэтому в арсенале взрослого должны быть разноплановые нескучные игры.
Дети- холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами.
«спокойный» флегматик
Сильный, уравновешенный, инертный.
«слабый»/меланхолик
Слабый, неуравновешенный, инертный.
Рекомендации родителям детей - флегматикам и меланхоликам ( интроверты).
Родителям следует позаботиться о том, чтобы у ребенка не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Ребенку – меланхолику лучше иметь в семье очень близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки.
Детям – флегматикам рекомендуется следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, делать упор на развитие фантазии.
Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного инертного и слабого типов, т.к. контрастируют с возрастными особенностями дошкольников: высокая чувствительность, быстрое восстановление сил, слабость процессов возбуждения и торможения, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Немецкий психолог Г. Айзинк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность.
Дети–экстраверты – общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми.
Дети-интроверты–они умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях.
Особенность темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.