В продолжении тем родительских отношений и
(шаг 1 – в глубине); (шаг 2 – в глубине); (шаг 3 –в глубине)
я последовал за темой, родившейся (символично в теме родительства, правда) из запросов «не быть/не стать как родители». Начало темы тут: Не быть как родители и далее («ложные» ориентиры)
Однако такая парадигма не приведет человека к самому себе. К себе настоящему, особенному, такому, которым может стать и быть только Он.
Существует два основных пути воплощения данной парадигмы – это противодействия и подражания. Выбирая парадигму (а в тот момент пока что стратегию) противодействия, человек как правило начинает вести себя не так, как с ним обращались в прошлом, а собственно, противоположно. Как говориться – вторжение в мои границы (именно вторжение) побуждает нас строить стены. Выбирая парадигму подражания (как правило не осознанно, в отличие от противодействия), человек усваивает и далее воспроизводит травмирующий раннее его опыт взаимодействия. Только отыгрывает его человек не на самом себе, а на своих близких, при чем отрицая схожесть собственного поведения с поведением того родителя, кто наносил ему травму в детстве.
Со стратегией противодействия, как правило, дела обстоят более-менее понятно. Даже осознать данную парадигму будет не столь уж сложно. Говоря о противодействии, мы имеем в виду по сути перестройку, переделку себя, стремимся стать таким, «каким нужно», чтобы как будто сохранить самого себя (свою свободу). Если кто-то из родителей вторгался в наше пространство – мы в противодействие этому учились выстраивать мощные стены; если кто-то из родителей контролировал нас – мы учились виртуозно избегать; если кто-то из важных близких или родителей был беспомощным или требовательным – то в противовес их поведению мы становимся знатоками по заботе.
В целом, последствия такой жизни (из такой парадигмы) лишает человека самости и самоценности. Не горя уже о свободе. В первую очередь важно вывести такие стратегии поведения из привычного паттерна в осознанную форму поведения. Проследить не только точку возникновения, когда паттерн «начинается», но и держать «на свету» сознания всю цепочку поведения и мотивы. Когда поведения будет осознанно и замечено, вот тогда будет возможным выработка новых стратегий поведения, исходя из представлений и актуальных чувств самого человека относительно ситуации или участвующих в ней людей.
При более приближенном рассмотрении, когда человек осознает, признает, чувствует свои актуальные потребности – раннее доминирующая потребность «не быть как» не выглядит уже столь заманчивой и доминирующей. Да, придется так или иначе в начале перемен присматривать за тем, не выскакивает ли парадигма «не быть как…» на первый план, включая привычную стратегию противодействия родительскому поведению (родительской фигуре) – но это как говорить дело времени и постоянства.
Возвращаясь к самому себе, своим потребностям, мыслям и чувствам, человек имеет больше шансов поступать так, как он сам искренне того желает и чувствует. В начале поможет даже простой вопрос: я действую так-то и так-то потому что я (думаю, осознаю, чувствую) что это то что или как мне надо или же я хочу поступить так-то и так-то вопреки тому, как вел себя родитель? Ведь может наступить такой момент, что мы захотим поступить так же как когда-то поступали наши родители (если это реально актуально данной ситуации в здесь и сейчас), но испугавшись, поступим при этом совершенно не так, как актуально нам в ситуации (испугавшись похожести с поступками родителя). Автономия и свобода выбора – вот те основы, которые стоит укреплять в формировании своих собственных парадигм.
О более «сокрытой» для осознания стратегии, подражании, мы поговорим в следующий раз.
С Искренней радостью к Вам, Ермолов Алексей, психолог, гештальт-психолог
Для записи на консультации, пишите в WhatsApp: 8(926)357-11-21
Автор: Алексей Ермолов
Психолог, Гештальт-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru