Данная сенсорная система имеет огромное значение в нашей жизни. Обоняние дает информацию о запахах, которые нас окружают, что позволяет нам ориентироваться в окружающей среде. Распознавание различных запахов лежит в основе пищевого поведения человека. Помимо этого, важно помнить, что запахи способны в значительной мере влиять на эмоциональное состояние человека.
При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи следует учитывать, что участки мозга, обрабатывающие сигналы от обонятельных рецепторов, пересекаются с участками, включенными в речевую деятельность.
Гипочувствительность обонятельной сенсорной системы:
· Ребенок с трудом различает даже выраженные запахи (к примеру, цитрус);
· Может съесть испорченную еду, так как не чувствует запаха;
· Спокойно находится в помещении с неприятным запахом, как будто не замечает его;
· Обнюхивает новые или интересующие его предметы.
Гиперчувствительность обонятельной сенсорной системы:
· Ребенка могут раздражать, расстраивать запахи, практически незаметные для других людей;
· Может отказаться взаимодействовать с человеком или входить в помещение, ссылаясь на неприятный запах;
· Не любит интенсивные запахи духов, ароматических свечей;
· Уделяет повышенное внимание запаху продуктов и может отказываться есть из-за запаха.
С нарушениями обонятельной системы следует работать с использованием различных игр и заданий, связанных с различением запахов. Для этого можно задействовать ароматические масла, цедру апельсина, приправы (корица, сушёный имбирь). Возможно использование специальных игровых пособий наподобие ароматического лото:
Дома можно играть с ребенком в следующие игры:
1. Попросить угадать запах с закрытыми глазами и дать понюхать знакомые ребенку ароматы/фрукты.
2. Определить, какой запах интенсивнее. Рекомендуется для начала давать ребенку нюхать очевидно различные по интенсивности запахи (к примеру, лаванда и цитрус).
3. Нюхать различные продукты и пробовать определять по запаху вкусные они или нет.
Полюхова Александра Игоревна, специалист по сенсорной интеграции центра развития речи "Логопед и Я".