Найти тему

Проявление нарушений сенсорной интеграции в обонятельной системе.

Данная сенсорная система имеет огромное значение в нашей жизни. Обоняние дает информацию о запахах, которые нас окружают, что позволяет нам ориентироваться в окружающей среде. Распознавание различных запахов лежит в основе пищевого поведения человека. Помимо этого, важно помнить, что запахи способны в значительной мере влиять на эмоциональное состояние человека.

При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи следует учитывать, что участки мозга, обрабатывающие сигналы от обонятельных рецепторов, пересекаются с участками, включенными в речевую деятельность.

Гипочувствительность обонятельной сенсорной системы:

· Ребенок с трудом различает даже выраженные запахи (к примеру, цитрус);

· Может съесть испорченную еду, так как не чувствует запаха;

· Спокойно находится в помещении с неприятным запахом, как будто не замечает его;

· Обнюхивает новые или интересующие его предметы.

Гиперчувствительность обонятельной сенсорной системы:

· Ребенка могут раздражать, расстраивать запахи, практически незаметные для других людей;

· Может отказаться взаимодействовать с человеком или входить в помещение, ссылаясь на неприятный запах;

· Не любит интенсивные запахи духов, ароматических свечей;

· Уделяет повышенное внимание запаху продуктов и может отказываться есть из-за запаха.

С нарушениями обонятельной системы следует работать с использованием различных игр и заданий, связанных с различением запахов. Для этого можно задействовать ароматические масла, цедру апельсина, приправы (корица, сушёный имбирь). Возможно использование специальных игровых пособий наподобие ароматического лото:

-2

Дома можно играть с ребенком в следующие игры:

1. Попросить угадать запах с закрытыми глазами и дать понюхать знакомые ребенку ароматы/фрукты.

2. Определить, какой запах интенсивнее. Рекомендуется для начала давать ребенку нюхать очевидно различные по интенсивности запахи (к примеру, лаванда и цитрус).

3. Нюхать различные продукты и пробовать определять по запаху вкусные они или нет.

Полюхова Александра Игоревна, специалист по сенсорной интеграции центра развития речи "Логопед и Я".