Найти тему
Кин-дзен-дзен

Лиза Франкенштейн (2024 г.) комедия ужасов о сотворении себе поклонника.

Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".
Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".

У невзрачной ученицы старшей школы есть два варианта найти себе парня: либо изменить микрокосм и внешность, или найти такого, который станет меняться ради неё. Есть третий путь, осуществить одновременно первые два, но для простушки - сложная задача. Отличница Лиза пребывает в тени сводной сестры и под психологическим давлением мачехи. Отец любит её, но, как в истории Золушки, ничего не может, или не хочет, замечать. Однажды девушка настраивается и выползает из собственной ракушки, придя на вечеринку, сразу же напивается, «орёт» на мусорное ведро и в сомнамбуле загадывает невероятное, которое исполняется. После её будет сложно узнать.

Фильм, на первый взгляд рафинированная страшилка, привлёк к себе именами двух женщин. Во-первых, фамилией Уильямс у режиссёра, дочери Робина Уильямса, Зельды. И это её дебют в режиссуре. Во-вторых, давненько не всплывавшего имени Дьябло Коуди, сценаристки и продюсерки, написавшей Джуно (сразу получила Оскар, а это был её первый сценарий) и сравнительно недавнего Талли с бьютифул Шарлиз Терон. Если дебютантка, хоть и доча талантливого папы, всё-таки тёмная лошадка, для того, чтобы ставить на безоговорочный успех, то Коуди точно никогда не подводила, в рамках собственно созданной ниши кино о разного возраста девчонках. Как и в Лизе Франкенштейн.

Не растянутое по времени, лента начинает без длинной подводки. Учёный зритель понимает без многословных флэшбэков и предысторий, что Лиза осталась без мамы, что мачеха стерва, затюкавшая безвольного папашу, а сводная сестрица - с раздутым ЧСВ девица. Так же доходчиво показана начальная неуверенность героини и её мечты, масштаба, сопоставимого с фантазиями всех поголовно сверстниц. По мере раскручивания канвы Лиза всё более превращается из блеклой библиотечной моли в подобие Мадонны середины восьмидесятых. Её поведение меняется с изменениями образа, эта взаимосвязанная трансформация говорит о цельной естественности перемен, о доставании себя за собственные же волосы их болота обыденности.

Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".
Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".

Такие метаморфозы стимулирует нечаянно сбывшаяся мечта, в лице двухсотлетнего покойника, зомби, к которому героиня хотела присоединиться в пьяном бреду после вечеринки. Но мертвец не так всё понял, не с ним, а именно к нему, то есть в могилу. Хотя, что можно объяснить жившему в 1837 году?! В тоже время именно сударь из прошлого, хоть и слезившийся вонючими до слёз слезами, оказался зомби действия. Он, не раздумывая, начинает собить и Лизе, и себе. Ему не много надо, ухо, кисть и причинный орган. На счастье девчонка подрабатывала в швейной мастерской, а в сарае ржавел старенький солярий (из-за неисправности он при работе давал разряд, который «оживлял» присовокупленные члены).

В сущности это фильм о разрушении принципа «не сотвори себе кумира». Лиза воображала рядом с собой интеллектуала в косухе, редактора школьного журнала, интересы которого, казалось, разделяла полностью. Но в процессе восстановления живого трупа создала как раз того, кто безоговорочно полюбил такой, какая есть. Эта метафора бури переходного возраста, которую не всякая старшеклассница в силах правильно перенести в одиночку. Им, дочерям, всегда необходимо уделять больше внимания и любви, не отпускать ни на мгновение. Хотя бы до тех пор, пока не почувствуешь, что они готовы сами принять правильное решение, вдумчивое и остаться на скамейке лёжа на коленях того, кто был создан для неё в 19 веке.

Лиза Франкенштейн зрелая работа молодого режиссёра, достойной преемницы фамилии, под пристальным руководством автора Коуди, которая ко всему тут и продюсер. Создатели сохранили уверенное равновесие между няшной стилистикой комнаты девочки и жестокостью на экране. Вместо крови не хлещет фонтан из маршмэллоу, а в бельевом шкафу можно найти не только массажёр для спины. Кино даёт 1989 год таким, как мы теперь его помним или воображаем, брюки-бананы, кружевные топы и мерседесы какашечного цвета. Детали дополняют основу, которая не трюизм, впрочем, как обычно у Дьябло.

Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".
Кадр из фильма "Лиза Франкенштейн".

P.S.: Существо, так называют персонажа Коула Спроуса в титрах, подозрительно похож здесь на молодого Джонни Деппа времён Мертвеца и Сонной Лощины. Скорее всего это показалось автору данного материала, хотя и такое нельзя исключить, достаточно в картине параллелей и с фильмографией Деппа, и с его личной жизнью.