#мнениеинженера
На сегодняшний день у нас в отрасли транспортного строительства наблюдается очень интересная картина. Так сложилось, что за последние двадцать лет многие технологии, технические решения, материалы, изделия и конструкции пришли к нам из-за рубежа и имеют в своей «родословной», если так можно выразиться, иностранные корни. Объяснимо и понятно, что когда эти оригинальные идеи заходили к нам на рынок, аналогов изделий и материалов, сравнимых по техническим и эксплуатационным параметрам к рассматриваемым, зачастую просто-напросто не было. Многие проектировщики, подрядчики и заказчики по достоинству оценили явные преимущества предлагаемых новых решений, и за каких-то пару десятилетий эти решения из инновационных и пилотных превратились в часто повторяемые и воспроизводимые, плотно заняв места на «полочках проектных решений» в головах проектировщиков. Говоря об этом, я имею прежде всего:
- системы создания предварительного напряжения;
- высокопрочную арматуру, в том числе и в виде жестких стержней;
- вантовые системы;
- опорные части;
- деформационные швы;
- гасители колебаний, шок-трансмиттеры и демпферы;
- системы защиты от коррозии как металла, так и железобетона (вторичная защита);
- геосинтетические материалы;
- армогрунтовые насыпи;
- грунтовые анкера;
- химические добавки в бетоны;
- добавки для укрепления конструкций земляного полотна;
- специальные строительные смеси, используемые как для ремонта, так и для сооружения новых конструкций;
- муфты для стыковки арматуры и прочие подобные изделия и конструкции.
И тут мы переходим к очень интересной стороне вопроса. По многим позициям за последнее время мы импортозаместились, рынок диктует такие условия, что определяющим фактором успеха участия в том или ином проекте становится цена технологии, материала и конструкции. При этом вопросы эксплуатационной надежности, приведенных затрат на обслуживание, в конце концов сроков службы тех или иных изделий отходят на второй план.
И что страшно, вопросы дальнейшего развития технологии, материалов, изделий вообще не рассматриваются – сегодняшние заказчики не готовы и копейки оплатить по данному направлению, даже если эта стоимость включена в стоимость изделий. И в более выигрышном положении на сегодня остаются те, кто просто разобрал и скопировал у себя на производстве решения более старших и опытных коллег. Но это очень опасный и тупиковый путь – так мы окажемся в ближайшее время без движения вперед по этим ключевым направлениям.
Вернемся базово к иностранным компаниям, от которых все эти технологии исходили. Многие из грандов имели и имеют свои Research&Design (научно-исследовательские и проектные) подразделения, цель которых – улучшить уже имеющиеся изделия и предложить в развитие технологии что-то новое, формирование расчетных методик, проведение ДОЛГОСРОЧНЫХ испытаний и прочее. Без этого нельзя никак. И это должно быть в головах наших высоких государственных руководителей. И в развитие всего этого должна выстраиваться система применения подобных изделий в строительстве. Нельзя просто копировать и делать по всем направлениям дженерики, надо работать над своими оригинальными конструкциями.
«Лозунг, да и только!» скажете Вы, мои дорогие читатели. Соглашусь, но в развитие этого лозунга далее дам свои конкретные предложения, пусть может быть наивные и практически невозможные к реализации, но как поется в одной из моих любимых песен:
…
Poets tryin' to write
We don't know how to rhyme
But, damn, we try
Дословно, если без аллегорий и иносказаний переводится
Поэты, пытающиеся писать,
Не умеющие рифмовать
Но ПЫТАЮЩИЕСЯ!