Уважаемые коллеги!
В материалах портала ранее мы обращали внимание на то, что обжалование документации о закупке ограничено сроком подачи заявок. В недавней публикации в качестве примера приводился подход Арбитражного суда Поволжского округа, где суд применил по аналогии нормы Закона о контрактной системе.
В этот раз к подобному выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.02.2024 по делу № А40-212356/2023.
Суть дела:
Согласно закупочной документации сроком окончания подачи заявок является 17.07.2023. При этом, жалоба подана ООО «Завод Орелкомпрессормаш» в ФАС России 31.07.2023, то есть после срока окончания подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем, такая жалоба подлежала оставлению без рассмотрения.
Кроме того, действия ООО «Завод Орелкомпрессормаш», не оспорившего положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, и впоследствии подавшего жалобу в ФАС России, свидетельствуют о намерении ООО «Завод Орелкомпрессормаш» обойти установленный порядок оспаривания положений закупочной документации.
Признавая жалобу ООО «Завод Орелкомпрессормаш» обоснованной, ФАС России в решении указало, что действия заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки.
Позиция суда:
Арбитражный суд г. Москвы отметил, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2022 по делу № А40-69124/2022, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, в том числе после отклонения заявок или определения победителя торгов, свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушает права заказчиков и принцип стабильности публичных правоотношений. Обжалуемые положения документации о закупке в части требований к участникам закупки, как обоснованно заключили суды, нельзя отнести к каким-либо скрытым нарушениям, они могут выявляться и устраняться при рассмотрении жалобы, поданной своевременно, то есть до окончания срока подачи заявок.
Учитывая изложенное, признавая жалобу ООО «Завод Орелкомпрессормаш» обоснованной и делая вывод о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по вышеуказанному критерию, фактически ФАС России дана оценка положениям закупочной документации после окончания срока подачи заявок, что в свою очередь свидетельствует о нарушении антимонопольным органом ч. 11 ст. 3 Закона о закупках.
Девятый арбитражный апелляционный суд согласился с указанными доводами.
Автор: Байрашев Виталий Радикович
эксперт в сфере закупок, юрист-практик
***
Рады поделиться новостью о запуске нашего курса повышения квалификации по 223-ФЗ, все подробности здесь.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канале