Уважаемые читатели!
В приведённом ниже примере автор докажет, что большинство независимых гарантий, оформленные по типовым формам, разработанным при участии "регулятора" - Минфина России, подлежат отказу в приёме со стороны заказчиков, уполномоченных органов и учреждений (44-ФЗ, 223-ФЗ).
15.02.2024 г. Орловским УФАС России было вынесено решение № 057/06/48-69/2024 от 15.02.2024 г. в рамках закупки № 0154300014624000002. Данное решение актуально для типовых форм гарантий как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.
При рассмотрении этого дела по жалобе участника закупки на действия уполномоченного органа по отклонению заявки в связи с предоставлением ненадлежащей банковской гарантии контрольный орган разбирался, что, в действительности, написали сотрудники «регулятора» - Минфина России в своих типовых формах.
Типовой формой (независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки) предусмотрено включение в независимую гарантию, в том числе, сведений о месте нахождения, телефоне, адресе электронной почты бенефициара.
Согласно Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе № 0154300014624000002 от 08.02.2024 заказчик отклонил большинство заявок участников закупок – 4 из 6-ти заявок в связи с неверным указанием места нахождения гаранта, принципала, бенефициара в представленной в качестве обеспечения заявки независимой гарантии.
Один из участников закупки подал жалобу на незаконность отклонения своей заявки.
Комиссией Орловского УФАС России была проанализирована независимая гарантия № 03241-24-10 от 05.02.2024, представленная ООО «Компоно» в качестве обеспечения заявки и установлено следующее.
В независимой гарантии, представленной Заявителем в качестве обеспечения заявки указано:
Место нахождения, телефон, адрес электронной почты гаранта: Россия, 109052, г. Москва, ул. Смировская, д. 10, строение 22, +7(495) 7771020, info@psbank.r u .
Место нахождения, телефон, адрес электронной почты принципала: Россия, 367013, Респ. Дагестан, г. Махачкала, Ленинский р-н, ул. Магомеда Ярагского, д. 15, 79884473643, compono_l@mail.ru;
Место нахождения, телефон, адрес электронной почты бенефициара: Россия, 302015, Орловская область, г. Орёл, Советский р-н, Наугорское шоссе, д.27а, +7(4862)20-13-51, 20-13-68, Адрес электронной почты: ukhgorla@mail.ru, petk0999@yandex.ru.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, полученных с сайта https://egrul.nalog.ru:
Место нахождения гаранта: Г. МОСКВА;
Место нахождения принципала: РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН, Г.О. ГОРОД МАХАЧКАЛА, ВН.Р-Н ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН;
Место нахождения бенефициара: ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.О. ГОРОД ОРЁЛ, Г. ОРЁЛ.
Таким образом, в представленной Заявителем банковской гарантии указаны не места нахождения гаранта, принципала, бенефициара, а адреса регистрации юридических лиц.
Также представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что во исполнении пункта 2 части 6 статьи 43 Закона оператор электронной площадки направил информацию об адресе юридического лица (участника закупки с идентификационным номером заявки 7 – ООО:
Место нахождения 367013, Республика Дагестан, 4 ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, УЛ МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО
Почтовый адрес 367000, Республика Дагестан, г Махачкала, ул. Ярагского д 15.
Таким образом, данная информация противоречит выписке из ЕГРЮЛ участника закупки ООО так как в пункте 7 данной выписки указан следующий адрес юридического лица: 367013, РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН, Г.О. ГОРОД МАХАЧКАЛА, ВН. Р-Н ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, Г МАХАЧКАЛА, УЛ МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО, Д. 15, ЭТАЖ 4.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлены понятия места нахождения и адрес юридического лица.
Согласно пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).Из пункта 3 статьи 54 ГК РФ следует, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.Таким образом, место нахождения и адрес юридического лица – это два разных понятия, при этом независимая гарантия должна содержать именно место нахождение.
При этом, Комиссия Управления также отмечает, что в выписках из ЕГРЮЛ, в том числе соответствующей выписке Заявителя «Место нахождение юридического лица» и «Адрес юридического лица» указываются в разных строках № 5 и № 7 соответственно.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы от 09.02.2023 № 14-1-03/0025@, где указано, что указание в форме заявления о государственной регистрации сведений о месте нахождения и адресе юридического лица осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре в муниципальном делении.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что независимая гарантия Заявителя содержит неверную информацию о месте нахождения гаранта, принципала и бенефициара.
Поскольку независимая гарантия, представленная участником закупки с идентификационным номером в качестве обеспечения заявки противоречат требованиям Закона, данная заявка подлежала отклонению.
Авторский комментарий В.В. Дон:
Приведённый пример отклонения заявки за указание неверного места нахождения юридического лица – гаранта, бенефициара и выгодоприобретателя подтверждает точку зрения (позицию) автора о том, что сотрудники «регулятора» - Минфина России, которые разрабатывали типовые формы независимой гарантии, видимо, не знали об изменениях Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ. Данный закон разделил понятие адреса юридического лица и его места нахождения.
Данные сведения имеют различное содержание и разные юридические последствия для юрлица (например, место нахождения указывается и в ЕГРЮЛ и в учредительных документах, а адрес юрлица только в ЕГРЮЛ). Поэтому отображаются в разных строках (позициях) ЕГРЮЛ.
Если интересно, то смотрите комментарий от ФНС России: Адрес юридического лица и его местонахождение - актуальные особенности
Незнание этих изменений законодательства со стороны ответственных сотрудников «регулятора» - Минфина России привело, по мнению автора, привело к тому, что большинство независимых гарантий, оформленных по типовым формам, подлежат отказу в приёме заказчиками в связи с указанием в них банками адресов юридических лиц (гаранта, бенефициара и принципала) вместо их места нахождения.
Во избежание отказа в приёме независимых гарантий автор рекомендует включать требование указания адреса юридического лица (гаранта, бенефициара и принципала) в качестве дополнительного условия таких гарантий (пояснение: указание дополнительных условий, предусмотренных извещением (документацией) не запрещено нормами постановлений Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 и от 09.08.2022 № 1397)
PS: также автор обращает внимание специалистов по закупкам на то, что данный недостаток (ошибка) в типовой форме независимой гарантии носит не теоретический, а практический характер:
- во-первых, договоры (контракты), в качестве обеспечения исполнения которых были приняты независимые гарантии, не соответствующие типовой форме, являются недействительными (ничтожными);
- во-вторых, если было установлено требование к обеспечению заявок и участниками предоставлялись независимые гарантии, которые не соответствуют требованиям типовой формы, то это означает незаконный допуск заявок на участие в конкурентной закупки;\
- в-третьих, за незаконный допуск и нарушение порядка заключения договоров (контрактов) предусмотрена административная ответственность для заказчиков и закупочных комиссий.
При этом, естественно, вины в том, что сотрудники Минфина России, по мнению автора, разработали такие кривые типовые формы независимой гарантии в действиях заказчиков и уполномоченных органов (их учреждений) фактически нет. Однако, кого это зачастую волнует?
В связи с этим необходимо внимательно изучать ошибки «регулятора» и стараться их, по возможности, устранить в извещении (документации) о закупке, если это прямо не запрещено действующим законодательством.
Также читателям могут быть интересны материалы о других изменения законодательства в части регистрации юрлиц, которые также не учтены при разработке законодательства в сфере закупок и влияют на закупочную деятельность:
КУРЬЁЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: с 25.12.2023 г. в РНП в рамках Закона № 44-ФЗ могут попасть учредители госкорпораций, публично-правовых компаний и ряда других некоммерческих организаций
«Реестр Ненужных Публикаций»: закупщики установили, как участники закупок легально «обходят» РНП (223-ФЗ, 44-ФЗ)
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала