Все мы еще со школы помним разного рода задачи, решение которых часто было связано с выходом к доске, иногда это шло в качестве домашней работы. В особо редких случаях, можно было столкнуться с не берущимися задачами - задачи повышенной сложности, или т.н. олимпиадными задачами. Но также каждый из нас испытывал чувство облегчения и гордости, когда находил решение в сложной задачи. А потому решение задач - это определенно целое искусство, а сами задачи - прекрасный способ прокачать свои компетенции.
Сразу скажу, что здесь я привожу концептуальную часть с простым примером из арифметики за первый класс, а перенести это в вашу предметную область будет делом техники (действуйте по аналогии). Разнообразие задач можно применять в процессе освоения чего-то нового, например языка программирования, статистических методов, до исследования принципов дизайна или освоения приемов ораторского мастерства. Ставьте задачи, решайте и двигайтесь вперед!
Я попробовал систематизировать всё разнообразие задач и представить их в одной матрице 3х3, а заодно привести пример и назначение задачи с точки зрения обучения (сложение) и научения (бег).
1. Повторяющиеся задачи (попробуйте решить в уме)
12+23 =
34+10 =
88+50 =
Служат для отработки умения в навык. Доводят действия до автоматизма, тем самым дают разгрузку памяти и вниманию, что позволяет переходить к новому материалу без потери скорости и качества усвоения нового материала.
Для спортсменов - это различные повторяющиеся упражнения,
например: бег.
2. Разнообразные задачи
1+103 =
89+12 =
738+24 =
Расширяют способности применять навык в разных условиях. Помогают уловить за разнообразием единый принцип и использовать его.
Для спортсменов - это разные вариации повторений,
например: различные виды бега, трусцой, с ускорением, по пересеченной местности, с препятствиями, и т.д. включая скачки, прыжки и бег на месте.
3. Олимпиадные задачи
62+63+65+66 =
6839+336+81+3 =
1+2+3+ ... +98+99+100 =
Создают и развивают новое качество, например память, выбор направления последовательности действий и часто требуют поиска алгоритма решения, которого изначально не дано.
В спорте это может быть бег на время, или эстафета, а также бег как часть другого состязания, например: спортивного ориентирования.
4. Разогревающие упражнения
222+22+2 =
333+33+3 =
444+44+4 =
Как правило разогревающие упражнения имеют своей целью подготовку к определенным действиям, возможно их цель в решении интеллектуальных задач - уловить принцип, который скрывается за ними.
В спорте - это могут быть сочетание бега с растяжкой или прыжками, также бег является частью разминки в большинстве видов спорта, от легкой, до тяжелой атлетики, гимнастики и единоборств (кроме шахмат).
5. Подводящие упражнения
///// + \\\\\ =
5+5 =
5 x (1+1) =
Сначала мы считаем конкретные предметы, например счетные палочки, затем переходим к цифрам (абстракциям), затем от сложения одинаковых чисел переходим к их умножению, абстрагируемся уже над операциями.
В спорте бег может быть подводящим упражнением для самых разных прыжков, в длину или высоту.
6. Развивающие упражнения
Пять яблок + десять морковок = (сколько будет фруктов?)
Две черные кошки + три белые кошки = (сколько серых кошек?)
Три потухшие свечи + две зажжённые свечи = (сколько свечей останется?)
Для бега это могут быть игровые виды спорта связанные с бегом, например футбол или регби. Могут быть разного рода восхождения на гору, или велосипедные гонки, или плавание - для развития выносливости.
7. Обучение действием
Посчитать количество апельсинов в каждом из трех ящиков, а потом сложить полученные суммы. Посчитать количество книг которые лежат на столе и книги которые стоят на полке и найти сумму. Посчитать количество букв и пробелов в тексте, а затем сравнить с суммой, которую выдает компьютер.
Для спорта сложно придумать обучение действием, так как спорт - это действие, поэтому здесь движение будет обратным, к действию по узнавании теоретических аспектов того вида спорта, которым вы занимаетесь. В игровых видах спорта много уделяется внимания тактике, а противоборствах есть разные комбинации приемов и "секреты" их исполнения.
8. Осознанная практика
Складывая числа в уме концентрироваться на каждой отдельной операции сложения. Если числа складываются на бумаге, то концентрироваться на правильности и аккуратности написания отдельных цифр. (рекомендация бывалых математиков). Также можно практиковать поиск второго способа решения задачи или проведение проверки, чтобы исключить ошибку.
В спорте - это когда в процессе выполнения упражнения концентрируешься на каком-то одном аспекте движения и стараешься его сделать правильно или по-разному, но обязательно контролируя его. Например в беге концентрировать внимание на движение рук, или на правильности дыхания, или на моменте касания ноги с беговой дорожкой.
9. Обучение других
Попробуйте донести идею сложения чисел до ребенка. Попробуйте научить сложению в столбик взрослого человека, который давно это забыл и считает на калькуляторе. Попробуйте объяснить, что нельзя складывать килограммы и километры, рубли и доллары,
В спорте можно показать правильные действия, но чтобы научить правильно двигаться, и чтобы привести к результатам - это нужна отдельная система, и талант тренера. Но в данном случае "обучение других" - это способ прокачать собственные компетенции в том, что как вам кажется вы уже знаете, найти белые пятна, резервы роста, разрывы в своем понимании и действительностью.
В итоге у нас получились девять разных задач, от простых к сложным.
Получается как бы два измерения: сверху-вниз: "узнаю - понимаю - делаю" и слева-направо: "повторяю - расту - развиваюсь". Но это достаточно приблизительная разметка, поскольку важна последовательность задач и их комбинация.
ИП/2024/03/05
#Методика
#Преподавание
#Обучение
#Задачи
#Решения
#Урок
#Дидактика