Программное содержание:
- способствовать развитию творчества;
- будить воображение и фантазию детей;
- учить их умению наладить и решать противоречия;
- создавать эмоциональный фон воздействия на чувства и мысли детей вербальным и невербальным способами (мимика, жесты, пантомимика);
- обеспечить вхождение в образ для передачи характерных особенностей настроения;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас, способствовать воспитанию доброжелательности, развивать эмпатию.
Методы и приемы:
- Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ).
- Система «оператор» («многоэкранка»).
Игры:
- «Хорошо — плохо», «Да — нет». «На что похоже?», «Угадай, чей голос».
- Превращения.
- Упражнения на воображение и фантазию.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сказок «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Чьи цветы лучше?».
- Заучивание стихотворений: «Весна», «Времена года», «Март», «Апрель».
- Загадывание и придумывание загадок о временах года, о цветах.
- Экскурсии в парк, на речку.
- Наблюдения в природе.
Конкурсы:
- «Рассуждалки», «Объяснялки», «Сочинялки», «Загадалки».
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Беседа на тему: «Красная книга».
- Чтение рассказов о цветах».
- Беседа на тему: «Почему они так называются?»
Материал:
- Цветная дорожка.
- Цветные кулечки (белый, зеленый, красный, желтый).
- Фонограмма «Весна в лесу».
- Клочки белой бумаги, вазочка.
- «Капелька».
- Цветные карандаши, дощечки, «капельки».
- Стакан с водой.
- «Многоэкранка» («шестиэкранка»).
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, клубочек (волшебный) хочет нам что-то показать. Я, по-моему, знаю, что это. А вы хотите узнать? Тогда попробуйте угадать.
Проводится игра «Да — нет»
— Это подушка?
— Это лягушка?
— Это коврик?
— Это зебра?
А на что это похоже?
Проводится игра «На что похоже?»
Это времена года. Какие времена года вы знаете? Назовите, пожалуйста. (Ответы детей.) Что означает белый цвет? Какое время года? (Зиму.) Давайте мы соберем в белый кулечек «зимние слова». Что означает красный цвет (желтый, зеленый)? Как вы думаете? Давайте вспомним «летние (осенние, весенние) слова».
Звучит музыка «Звуки природы».
Прислушайтесь, ребята, это голос Весны! Попытайтесь услышать «свои» звуки. (Дети слушают «голоса Весны».)
Расскажите, чьи вы слышали «звуки»? (Ветра, журчание ручейка, камешков, деревьев, цветов, лопанье почек и т. д.) Голоса каких птиц вы слышали? (Скворцов, сороки, кукушки, соловья, воробьев и т. д.) Это что подает голос? (Лопается почка.)
Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в «волшебном» лесу.
В. сейчас вы превратитесь, кто в кого захочет, и скажете, что каждый из вас чувствует. (Высказывания детей.)
А теперь мы попали на лесную полянку. Сели, закрыли глазки и представили: солнышко проснулось и протянуло свои теплые, ласковые лучики, которые согрели поляну. Наша полянка превратилась в цветочную. (Дети открыли глаза.) Что вы видите на поляне? (Цветы.) Возьмите тот цветочек, который вам больше всего понравился. Назовите, какие у вас цветы и какого они цвета. (Опрос каждого ребенка.) Давайте мы их согреем в своих ладошках, подарим тепло своих рук, своего сердца, понюхаем их. Что вы чувствуете? (Запах, аромат.) Аромат чего? (Свежести, зелени, солнца, весны, прохлады, тепла, доброты, нежности.) Цветы приносят нам радость, уют, веселье, торжество. Зачем еще нам нужны цветы? (Лечат, очищают воздух, их используют в пищу, ими можно любоваться, для красоты.)
Да, ребята, цветами можно любоваться не только в лесу, но и в саду. Сейчас мы с вами немножко поиграем.
Проводится игра «Хорошо — плохо» с карточками. (Физкультминутка «Маринка с прогулки цветы принесла.)
В. А теперь подойдите, пожалуйста, к мольберту и посмотрите на экран. Что это? (Цветок.) Чем был цветок раньше? (Семечкой, луковицей, корневищем.) А чем он может стать? Что будет потом с цветком? Из чего состоит цветок? (Части растения.) Из чего состоит семечко? (Оболочка, ядро.) Какие цветы стоят в вазе? (Разновидность цветов и цвета.)
А теперь мы снова вернемся на нашу поляну, присядем, немного отдохнем, закроем глаза. И представьте, что подул теплый, весенний, озорной ветерок.
Дети открыли глаза.
В. Ой, ребята, посмотрите: с тучи к нам прилетела Капелька. Какая она? (Большая, радостная, озорная, веселая.) Она прилетела к нам не одна, а со своими подружками. Хотите встретиться с ними? (Да.) Подставляйте свои ладоши, и капельки прыгнут в них. Вот какие чудесные капельки у вас. Рассмотрите их и расскажите, какие они. (Холодные, теплые, круглые, прозрачные, маленькие, веселые и т. д.)
Помогите своей Капельке погулять на ладошке, посмотрите, как она перебегает (перекатывается, перепрыгивает) из одного места в другое. А кто ей помогает быть такой? (Человечки.) Но здесь какие человечки — твердые или жидкие? Подумайте, если человечки живут в Капельке, могут ли они жить в воде? (Могут.) Эти человечки свободно принимают любую форму, не держась за руки. Покажите своих человечков, которые живут в воде. (Дети показывают.)
А если капелька превратилась в сосульку? Какие человечки теперь живут в сосульке? (Дети показывают.)
Капелька высохла. Во что она превратилась? В водяные пары и поднялась в воздух. (Дети показывают.)
Грустно стало нашей Капельке. Давайте оживим ее, изобразим веселое настроение на лице Капельки.
Детям раздаются маленькие «капельки», карандаши, дощечки, и дети рисуют.
Звучит спокойная, весенняя мелодия. В конце занятия воспитатель читает стихотворение «Учит мудрая природа».
В. А теперь мы свое хорошее настроение и настроение Капельки подарим нашим гостям.
Дети дарят гостям свои «капельки».