Развитие эмоциональной саморегуляции – это в общем-то одна из основных задач психотерапии. Эмоциональная саморегуляция – это умение справляться со своими эмоциями, чувствами и благодаря этому делать удовлетворяющие жизненные выборы и творчески приспосабливаться ко всему, что происходит.
Эмоциональной саморегуляции мы учимся в детстве. Общение с самым первым человеком в нашей жизни – мамой закладывает или не закладывает основы здоровой саморегуляции.
Если мама не была эмпатична, не смогла стать хорошим контейнером для эмоций и чувств ребенка, то к сожалению, взрослый человек может столкнуться с тем, что он не умеет справляться со своей чувственной частью, а дальше по цепочке страдает и вся жизнь человека, поскольку эмоции нужны:
- Ориентироваться в мире, понимать, что происходит вокруг
- Понимать свои собственные потребности и желания
- Готовится к действию, энергию потребности переводят в действие и получать из среды то, что необходимо
При нарушениях эмоциональной саморегуляции эмоции могут переполнять человека, или наоборот происходит диссоциация – отключение всех эмоциональных реакций.
Как же в психотерапии мы можем развивать эмоциональную саморегуляцию?
Психолог в этом процессе становится немножко родителем. Получается, что берет на себя невыполненную родительскую задачу по развитию саморегуляции.
Поэтому в гештальт подходе все будущие терапевты проходят групповую и индивидуальную терапию, в процессе которой развивают собственную саморегуляцию. Научаются замечать, распознавать свои эмоции, чувства, дифференцировать их. Получают опыт проживания эмоций в контакте с другим, другими, научаются справляться с эмоциями и чувствами.
И дальше такой терапевт уже сможет помочь в развитии эмоциальной регуляции клиенту. Здесь на первый план выходит тело терапевта. Это его инструмент, посредством которого он замечает свои переживания и переживания клиента.
Ведь то, что клиент рассказывает нам на сессии – это только часть его проблемы. В том, что клиент рассказывает уже нет для него ничего нового.
Задача терапевта – заметить то, что скрыто, услышать голос эмоций клиента. И здесь тело становится главным камертоном и инструментом.
Есть прекрасное упражнение для обучения психологов у Джона Энрайта. «Слушайте клиента и замечайте на какие фразы или предложения реагирует ваше тело». Предлагаю попробовать!
Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru