682 подписчика

Они все одинаковые. Чем и как выделиться на МП?

В этой статье я поделюсь списком инструментов, наличие которых создаст вашему бренду преимущества на маркетплейсах, поможет установить контакт с аудиторией и конвертировать её в реальные продажи, а также выйти из ценовой конкуренции и работать в плюс.

Вместо предисловия

Признаюсь, мы с моей командой только-только начинаем работать с компаниями на МП в части маркетинга и технологий. Долгое время мне было откровенно "в лом" идти в это направление, считал, что здесь сложно реализовать мощные концептуальные бренды в силу парадигмы мышления их владельцев. Я и сейчас так считаю.

Зайдите на торговые площадки Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, откройте несколько витрин в какой-то одной нише. Что вы увидите? Одинаковые смыслы, похожую инфографику, мало чем отличающиеся фотографии. У многих брендов нет сайта, соцсетей и, вообще, никакой информации.

Так выглядят бренды, если выложить их на стол
Так выглядят бренды, если выложить их на стол

Спросите владельцев компаний, как они видят развитие своего бренда. Услышите про оптимизацию карточки, отслеживание трендов, лучшие цены и т.п. И ничего не будет сказано про идею, проблемы клиентов, бизнес-модель, стратегию, миссию бренда, упаковку, построение каналов коммуникации с аудиторией и т.п. Более того, владельцы компаний даже не хотят внедрять системный маркетинг.

И это прекрасно! Есть доминирующая логика, почти все игроки слабы, как на подбор, а, значит, легко кому-то из них дать набор преимуществ, который приведет к росту бренда. Единственное, что необходимо — желание и готовность владельца компании идти чуть более сложным путем.

Стандартная реакция на маркетинг
Стандартная реакция на маркетинг

Мы уже доказали жизнеспособность этой идеи, когда упаковали несколько проектов в мебели на заказ. Они повысили средние чеки и уперлись в потолок своих производственных возможностей, преодолев конкуренцию за лиды у менее расторопных коллег и даже у топов рынка (в точках пересечения рекламы).

Инструменты маркетинга для бренда на МП

Честно говоря, я не люблю словосочетание "бренд на маркетплейсе". Оно мне режет слух. Не может бренд быть привязан к МП. Торговые площадки — один из множества инструментов маркетинга, продаж и логистики. Но, да, ладно, поехали дальше.

Итак, что должно быть у вашего бренда? Об этом ниже.

1. Бизнес-идея.

Вот, как выглядят выглядят плохие бизнес-идеи, если вы строите бренд:

  • мы будем продавать платья на WB;
  • мы будем создавать и продавать одежду в стиле олдмани;
  • мы купим в Китае отвертки и продадим их на МП и т.п.

Да, заработать денег на перечисленном выше можно, а создать успешную торговую марку крайне сложно.

Идея уже несет в себе социальную инженерию, а не просто мимолетную эмоцию
Идея уже несет в себе социальную инженерию, а не просто мимолетную эмоцию

В основе идеи — способ построения бизнеса на решении ключевой проблемы целевой аудитории. Согласитесь, следующий вариант звучит точно лучше:

“Большинство женщин находятся в состоянии невроза, не умеют коммуницировать с внешним миром и ломают свою природу. Мы создадим бренд доступной женской одежды, через который донесем смыслы, что помогут женщине понять себя, обрести уверенность, выстроить общение с другими людьми, ощутить радость и счастье”.

Далеко не все предприниматели и маркетологи мыслят такими категориями, а потому данная конструкция сложнее в реализации. Но в этом и преимущество — её трудно повторить.

2. Бизнес-модель.

Я рекомендую к прочтению книгу "Бизнес-модели. 50 лучших шаблонов". Конечно, не стоит тупо и бездумно повторять написанные там рекомендации, но имеет смысл вникнуть в суть, логику, тогда многие вещи становятся понятными.

Когда-то я работал крупье в казино и не понимал, как читтеры ломают (раньше ломали) Блекджек. Но мне объяснили, и все стало понятно. Оказывается, карты легко считать, если знать, как.

Важно понять, кто ваш клиент, какое ценностное предложение ему несете, как и за счет чего оно будет реализовано и почему вы на этом заработаете. Чтобы ответить на этот вопрос, придется не один день (а то и месяц) поломать голову, переосмыслить тысячи идей, провести анализ, изучить аналитику, связать данные и выдать формулу.

Но даже в экспресс-варианте имеет смысл подчинить свой бизнес определенной логике, постепенно дорабатывая модель.

Миссия бренда формулируется в общих чертах на этом этапе и дальше шлифуется, становясь понятной для ЦА.

3. Стратегия бренда.

Скорее, это сочетание стратегии и плана. Т.е. вы определяете, как поведете себя в зависимости от внешних факторов и как будете использовать имеющиеся сейчас ресурсы. Раньше я относился к этом, как к какой-то дурости из учебников по маркетингу, что никогда не работает. Оказалось, что все работает, если применять с умом и по делу. Стратегии бренда я посвящу отдельную статью и/или видео. Пока зафиксируйте, что она нужна.

Пусть на минималках, но стратегия нужна. Так вы увидите возможности и будете готовы к вызовам, увидите риски и разработаете механизм их минимизации.
Пусть на минималках, но стратегия нужна. Так вы увидите возможности и будете готовы к вызовам, увидите риски и разработаете механизм их минимизации.

4. Схема маркетинговых коммуникаций.

Еще до разработки смыслового слоя вы будете понимать аудиторию и смыслы, которые ей адресуете. Это даст понимание, как будете работать с каналами продвижения и общения с клиентами. Конечно, в процессе разработки упаковки, вы усовершенствуете схему. В некотором смысле, это инженерная работа с элементами стратегии.

В целом у вас два вектора усилий:

  1. Расширение знания о бренде.
  2. Продажа ситуации.

Как это описать и использовать напишу в следующих статьях или расскажу на личной консультации применимо к вашей компании.

Схему продвижения сначала следует нарисовать, а потом реализовывать
Схему продвижения сначала следует нарисовать, а потом реализовывать

5. Упаковка.

Это то, чего у большинства брендов на Ozon, WB и Яндекс Маркете нет. Остановимся чуть подробнее на этом пункте.

Для начала, какие есть носители упаковки? Давайте их перечислим:

  1. Сайт, как концентрат смыслов и их визуального представления.
  2. Соцсети, которые аккумулируют в себе ЦА, помогаю прогреть аудиторию, и вообще, создают дополнительное мощное впечатление о бренде.
  3. Карточки на маркетплейсах. Если основной трафик отсюда, то в первую очередь через витрину МП клиент создает в своей голове впечатление о вас. Важны качественные фото, стильная и понятная инфографика, цепляющие видео, описание для людей (а не тупо SEO-текст) и вдохновляющий рич-контент.
  4. Рекламные креативы, если вы активно (что мы рекомендуем) сами создаете известность бренду и лояльную аудиторию вокруг него.
  5. Физическая упаковка и т.п.

Скажите, что из этого у вас есть на высоком профессиональном уровне? Как вообще, оценить этот самый уровень? Итак, обратите внимание на:

  • смыслы вашего бренда. Какова их глубина, насколько вы выглядите экспертом в своей области, какие идеи несете людям и т.п.;
  • визуал. Иными словами, как выглядят ваши смыслы? Насколько точно выражены идеи, каков уровень дизайна и контента в части профессионального исполнения и т.д.
  • Техническая реализация. Это и платформа сайта, и CRM, и описание процессов (чистый менеджмент), инструкции и т.п.

Визуал несет в себе смыслы, идею, настроение и даже негатив можно обращать в позитив. Короче, нравится мне этот ролик и хочу показать, как мы умеем делать. Кстати, здесь описание того, как мы реализовали этот кейс.

Что клиент должен понять, коснувшись вашей упаковки? Вот, хрестоматийные элементы:

  1. Продукт и решаемая им проблему (поверьте, это не платье, как таковое).
  2. Технология (дизайн, метод производства, исполнение, вспомогательные продукты и т.п.).
  3. Оффер (что предлагается клиенту за названную вами цену).
  4. Основатель (кто этот человек, на ком персональная ответственность за бренд).
  5. Команда (кто эти люди, что создают продукт).
  6. Компания (как долго на рынке, что из себя представляет).
  7. Опыт использования (отзывы, истории клиентов).
  8. Место (где вы все это делаете).

При этом важно, чтобы упаковка работала на разработанной схеме маркетинговых коммуникаций.

6. Каналы коммуникации.

В пункте 4 я рассказал о схеме (архитектуре). А здесь речь идет уже о настроенных каналах общения с аудиторией — это контекстная реклама, таргетинг, соцсети, витрина МП, рассылки и т.п. При построении каналов важно уделить внимание аналитике.

Большинство брендов на МП знают используют один канал продвижения — МП. И это стратегическая ошибка. Я писал об этом здесь.

Вместо заключения

Согласитесь, при прочих равных наличие у вас идеи, бизнес-модели, стратегии, упаковки, каналов коммуникации дает существенные преимущества и возможности роста. Это выгодно отличает вас от конкурентов, а кроме того у вас появляется собственная аудитория, лояльная бренду.

Конечно, реализация всего комплекса инструментов — многоступенчатый, поэтапный процесс. Внедрение всего набора сразу потребует определенных ресурсов и не все к этому готовы.

Но все можно делать постепенно. За сравнительно небольшой объем инвестиций (доступный даже малым компаниям) вы можете (во всяком случае у нас) получить MVP решения на высоком профессиональном уровне, которое включит идею, бизнес-модель, стратегию, схему коммуникаций, сайт, соцсети, витрину МП, каналы продвижения.

Да, у вас будут смыслы и визуал, отличные от конкурентов (в выгодную сторону). Более того, мы даже разработали базовую стратегию и шаблон бизнес-модели, которые могут быть адаптированы ко многим брендам в нише одежды и обуви, например.

Кроме того, готовы консультировать вас, если решите самостоятельно все эти инструменты у себя внедрить.

https://maxsharun.ru

https://t.me/maxsharun