Монинский музей обладает крупнейшей коллекцией авиационной техники в России, от времен Российской Империи по середину 2000х годов. К сожалению, хорошие или просто вменяемые условия хранения там доступны весьма ограниченному кругу экспонатов.
Одним из самолетов которому явно "не повезло" с нахождением в Монинском музее, является второй построенный экземпляр спортивно-пилотажного самолета Су-26. Это один из четырех первых выпущенных Су-26, еще не имевших поперечного силового набора крыла, которое к тому же заполнялось пенопластом, а также использованием не модифицированного двигателя М-14П, с воздушным винтом В-530ТА-Д35. В дальнейшем, неразъёмное крыло Су-26 перепроектировали и получился фантастический по возможностям пилотажный самолет для выступлений на чемпионатах Мира и Европы, завоевавший десятки золотых медалей для нашей страны на всевозможных соревнованиях. Прототипов Су-26 более не сохранилось в принципе и в 1992 году, самолет передали в Центральный Музей ВВС, где он и получил прописку в ангаре №7, в котором уже находилась коллекция спортивно-пилотажных и легких самолетов, таких как: Як-18, Як-18У, Як-18ПМ, Як-50, Як-52Б, Як-18Т, Як-11, С-11, Як-12 , Морава, УТ-2, а также первые вертолеты Миля и Камова. На апрель 1998 года, самолет еще находился практически в полнокомплектном состоянии.
А вот спустя 9 лет, при приезде комиссии от ОКБ Сухого в 2007 году, которая включала в себя конструктора Бориса Ракитина, возглавлявшего тематику спортивных самолетов в ОКБ, а также представителей совета старейшин ОКБ, приехавших ожидал мягко говоря шок. Самолет был практически полностью разворован. С него исчез родной двигатель М-14П с воздушным винтом, вместо которого был установлен заклинивший М-14П неясного происхождения со спиленной заводской табличкой. Вместо хвостовой стойки шасси от прототипа, была установлена поврежденная стойка от самолета Су-31. Из кабины исчезли практически все приборы и значительная часть системы управления самолетом. Тему фактического разграбления экспоната, тогдашнее руководство музея смогло замять, а с ОКБ Сухого была достигнута договоренность о реставрационных работах с пострадавшим самолетом, для чего в том же году, самолет был расстыкован и отправлен на территорию ОКБ Сухого в Москву. Реставрационные работы продолжались почти 5 лет! По неофициальным данным, ОКБ вложило в реставрацию своего исторического самолета несколько миллионов рублей и тысячи человеко-часов работы своих сотрудников. Объем реставрационных работ до сих пор является одним из максимально точных и подробных, если брать реставрационные работы по современной малой авиации в отечественных музеях. Пройдемся по списку работ:
На самолете заново и в полном соответствии с конструкторской документацией были восстановлены системы управления и оборудование кабины.
По найденным в архиве технической документации чертежам, изготовлена хвостовая стойка шасси.
Найден двигатель М-14П, соответствующей серии и года изготовления и воздушный винт. Проведена его консервация.
Восстановлены жалюзи охлаждения двигателя.
Самолет окрашен согласно схемы окраски прототипа №2, на момент выхода из Цеха Окончательной Сборки ОКБ Сухого в 1984 году.
Также были отремонтированы и подогнаны капоты двигателя и прочие мелкие моменты имевшие место быть после хранения в музее.
Летом 2012 года самолет в разобранном виде вернулся в Монинский Музей. После торжественной церемонии, он был помещен в ангар №8 практически напротив самолета АНТ-2. А вот дальше начался просто театр абсурда, который продолжается уже более 10 лет. Спустя две недели после возвращения самолета из реставрации, фонарь кабины изнутри был оклеен газетами. Как выразился один из сотрудников музея, которому тогда удалось задать вопрос, это чтобы посетители не глазели...
Но этого музейщикам показалось мало и спустя небольшой промежуток времени самолет перекатили в запасник, которым являлся на тот момент ангар №7. По мнению дирекции музея, этот самолет не вписывался в тематику экспозиции восьмого ангара. И по сей день Су-26 находится в запаснике музея и доступ посетителей к нему невозможен... Хотя во время реставрации, часть сотрудников ОКБ Сухого выразила свою точку зрения, предложив не возвращать самолет в Монино, а оставить его в качестве памятника на территории ОКБ. Вот такое отношение к интересному экспонату, который буквально вернули к жизни неравнодушные сотрудники ОКБ Сухого. Выводы каждый из наших читателей может сделать сам...