Найти в Дзене
Вещь

Какая тайна связана со знаменитыми лампами Тиффани

На одном из аукционов Сотбис лампа Тиффани с изображением стрекоз на абажуре была продана за рекордные 2,1 миллиона долларов. Сегодня эти произведения навсегда вписаны в величайшую сокровищницу человеческой культуры.

Однако, оказывается, в их истории скрывался почти настоящий детектив, который удалось раскрыть только в начале 21 века.

Одна из самых знаменитых ламп Тиффани со стрекозами на абажуре.
Одна из самых знаменитых ламп Тиффани со стрекозами на абажуре.

Вообще, современная художественная обработка стекла почти не отличается от той, что делали в Древнем Египте и Древнем Риме. Но тем не менее периодически возникают новые интересные приемы. Одним из таких была витражная обработка стекла, но в особой выпуклой форме. Использовал и начал практиковать такую талантливый художник и дизайнер, а главное, успешный предприниматель Луи К. Тиффани.

Как писал Гарри Н. Абрамс, «вазы Тиффани были основаны на венецианских техниках изготовления стекла, смешанных с древнеегипетскими и ближневосточными вдохновениями».

В 1893 году потрясающие лампы были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и произвели фурор. Они очаровали европейцев, а этот рынок в те годы был самым завидным. Мир познакомился с удивительным искусством Тиффани. Долгие годы считалось, что эти произведения искусства придумывал сам Луи Комфорт Тиффани.

Однако только в начале 20 века открылась шокирующая правда. Оказывается, автором множества самых знаменитых ламп была женщина, сотрудница компании. Выяснилось это почти детективным образом. Однажды во время лекции об искусстве Тиффани к лектору профессору Мартину Эйдельбергу, подошел мужчина. Он сообщил, что он потомок Клары Дрисколл, которая работала в компании. А далее спросил, интересно ли ему увидеть письма, которые она написала в начале 20 века.

Профессор Эйдельберг недавно опубликовал книгу о лампах Тиффани и знал имя Дрисколл. Она была руководителем группы женщин, их еще называли "Девочки Тиффани". Их наняли во время забастовки членов Союза стекольщиков в 1892 году для резки стекла.

"Девочки Тиффани" Клара Дрискол крайняя слева в белой блузке.
"Девочки Тиффани" Клара Дрискол крайняя слева в белой блузке.

Каково же было его удивление, когда из писем следовало, что это именно она придумала дизайн множества самых ценных ламп, сделанных в зарождающемся на тот момент стиле модерн. Она использовала природные мотивы: ботанические орнаменты, искусно вплетала насекомых и птиц. Причем, все это она описывала в письмах своим родным. А поскольку на конвертах стояли штампы, то это самым бесспорным образом доказывало ее авторство.

Клара Дрисколл в мастерской с Джозефом Бриггсом, еще одним сотрудником Tiffany, в 1901 году. Она проработала в Tiffany более 20 лет. Фото Метрополитен-музей
Клара Дрисколл в мастерской с Джозефом Бриггсом, еще одним сотрудником Tiffany, в 1901 году. Она проработала в Tiffany более 20 лет. Фото Метрополитен-музей

Интересно, что к таким же выводам пришла и еще одна исследовательница Нина Грей, которая так же работала над собственной книгой о Тиффани и методично добралась до архива Клары Дрисколл, который хранился в Историческом обществе Квинса.

«Они принесли две книги и несколько коробок, все с рукописями, и я думаю, первое, что я прочитала, было о том, как она спроектировала лампу из нарциссов. И я начал визжать. Вверху было написано что-то вроде «Полдень у Тиффани», значит, это было во время ее обеденного перерыва.»

Нина Грей

Мужчины спаивали кусочки стекла.
Мужчины спаивали кусочки стекла.

Клара Дрисколл проработала у Тиффани более 20 лет. У нее не сложилась личная жизнь, а ведь работать в компании тогда могли только незамужние женщины. Первый ее супруг скоропостижно скончался. Следующий ее жених пропал до свадьбы. Позже оказалось, что у него амнезия.

Клара Дрисколл уволилась только в 1909 году, после того, как вышла замуж во второй раз. За время своей работы она создала более 30 произведений, среди них легендарные «Глициния», «Стрекоза», «Пион», «Нарцисс» и другие. А кроме ламп она так же придумывала чернильницы, чайные ширмы и даже мозаичные настольные сервизы.

Справедливости ради отметим, что работа Клары Дрисколл хоть и оставалась анонимной, но тем не менее очень хорошо оплачивалась. Она получала около 10 тысяч долларов в год. Это причислило ее к самым высокооплачиваемым женщинам того времени.

А кроме того, Луи К Тиффани разделял художественный вкус Клары. Известно, к примеру, что при создании лампы со стрекозой (на первом фото статьи) финансисты считали, что стоимость лампы чрезмерная, а цвет непрактичный. Спор разрешил Тиффани, поддержав дизайн Клары. И не ошибся. На Парижской выставке 1900 года этот дизайн завоевал бронзовую медаль, а сама компания получила "золото" за успехи в области электрического освещения. Более того, в наградных документах указывалось имя Клары Дрисколл - это были требования организаторов.

И все же за несколько десятилетий ее имя стерлось из памяти. И только в 21 веке вернулось на свое заслуженное место. Надо сказать, что подобная судьба была еще у нескольких женщин дизайнеров. К примеру, лишь недавно к фамилии Ле Корбюзье стали добавлять и Шарлотту Перриан как соавтора нескольких культовых предметов, к примеру, легендарного шезлонга. Так же было забыто и погребено имя Эйлин Грей. А ведь она одна из первых спроектировала и практически своими руками построила культовое здание в модернистском стиле.