- Варя, это не обсуждается! Мы одна семья, а значит, в ответе друг за друга!
- Ты сейчас это серьёзно? Она же ведь и пальцем не пошевелила, чтобы хоть чего-то добиться самой!
- А разве похоже, что шучу?
Варя положила трубку и ещё 5 минут пялилась на погасший экран телефона. И как только у матери наглости хватает требовать от неё такого? Полгода ни слуху, ни духу, а тут позвонила и просит Ленку пожить к себе забрать.
Ленка была младшей сестрой Варвары, и любимой дочерью матери
Сёстры никогда не ладили, хоть последнее время их отношения можно было назвать “ровными”. Без ссор и громких скандалов - это уже был прогресс.
Двоюродная сестра матери Вари, к которой в своё время та и сбагрила дочь в город, говорила, что судьба у неё непростая. Но, Варя считала, что это мать никак не оправдывает.
- Зойка первый раз замуж вышла, потому что родители настояли. Васька парень был крепкий, хозяйственный, из приличной семьи. А они жили скромненько, если не сказать хуже, - рассказывала тётя Дуся. - Вот родители её и обрадовались, что она голодрань в дом притащить не успела, а такой парень к ней сватается.
- А как так, тётя Дуся, - удивлялась Варя. - Они не встречались даже, а он жениться решил?
- Ну, тогда такое в порядке вещей было. Отец ей сказал, если откажет, то он её босую из дома выгонит. Она и согласилась. Василий её не обижал, жили хорошо, потом ты родилась, и она как с цепи сорвалась. Через полгода сказала, что уходит к Витьке Степанову, потому что любовь у них. И ушла, а через два года Ленка родилась.
Лену Зоя полюбила сразу, носилась с ней, как с драгоценностью. Виктор семейного быта не выдержал, и выгнал её с детьми к родителям. А те к бабке, потому что отец наотрез отказался дочь назад принимать.
Так и поднимала Зоя дочерей одна.
Пока бабушка была жива, помогала ей, а потом Варя подросла, и большая часть обязанностей по дому и присмотром за младшей сестрой досталась старшей дочери.
Лена росла капризной и требовательной, но Зоя ей ни в чём не отказывала
Если Варе дарили игрушку на день рождения, Лена тут же отбирала. Если мать приносила конфеты, то Лена свои прятала, сначала выпрашивая те, что были у Вари, а потом за свои принималась. Варя, конечно, сопротивлялась всегда, но мать быстро с ней справлялась, упрекая в эгоизме, сестра ведь младшая.
- Варя, ну что ты такая жадная, она ведь маленькая ещё, отдай ты ей эту куклу!
- Это моя! - ревела Варя на весь двор.
- Она наиграется и отдаст, - не отставала мать, и выдёргивая куклу из рук Вари, отдавала довольной Леночке.
Девочки росли, но дружбы между ними так и не складывалось.
Лена с пелёнок усвоила, как нужно себя вести, чтобы мать таяла от любви и ни в чём не отказывала. Подойдёт, на шее повиснет, в щеку поцелует и расскажет, как сильно она маму любит. После чего поканючит немного и получит всё, что хотела.
Пока Варя убиралась, вытирала пыль, и мыла посуду после школы, Лена бездельничала, потому что младшая, а значит, ещё успеет. Так говорила Зоя, когда Варя требовала помощи от сестры.
Со временем Варя привыкла, и даже смирилась с тем, что Лена свободна от всех обязанностей, и перестала обращать внимание. Проще самой всё сделать и по-тихому сбежать к подружкам.
- Мам, ну скажи ты ей, чтобы перестала за мной увязываться! - кричала Варя, когда в 11 классе стала встречаться с Сергеем.
- А что плохого, что она с вами погуляет? Это твоя сестра!
- Может, у меня свидание?! А она таскается за нами, как привидение!
- Это что за свидание такое в 16 лет, чтобы сестру нельзя взять? Чем вы там заниматься собираетесь?
Варя злилась, и старалась сбежать от Лены. Иногда у неё даже получалось. Они с Сергеем прятались от Лены за школой на площадке, забираясь на козырек над входом в спортзал. Тогда Лена жаловалась матери, что сестра её бросила, и она по темноте шла домой одна. Варе, конечно, попадало за это.
* * *
Однажды Зоя возвращалась домой, и услышала крики и вопли ещё с улицы. Сёстры дрались, вцепившись друг другу в волосы. По комнате были разбросаны вещи и учебники, драка длилась уже минут 40. Еле разняла Зоя дочерей.
- Варя, ты совсем ополоумела? Она ещё совсем ребёнок! Так и без волос можно оставить! - кричала Зоя.
- Я ополоумела?! Ты всё для Леночки, для своей любимой доченьки! А она жизнь мою разрушила!
- Как она могла твою жизнь разрушить? Что ты говоришь?
- Она сказала Серёже, что я встречаюсь не только с ним, но и с Петькой из 11 Б! После этого он меня бросил! Ненавижу её! - Варя плакала и выкрикивала ругательства в адрес сестры.
Через месяц Лена сама стала встречаться с Сергеем, специально каждый вечер рассказывая маме на кухне, о чём они болтали, и какие планы на будущее. Старалась говорить громко, чтобы Варя слышала. С тех пор их отношения стали только хуже.
Варя не могла дождаться, когда сдаст экзамены, и уедет в город. Но уехать пришлось ещё до экзаменов.
После майских праздников Варя вернулась вечером домой от подружки, в красивой блузке со стразами на рукавах. Лучшая подруга, Светка, подарила ей на прощание, потому что после экзаменов они всей семьей переезжали в Москву.
Такой обновки у Вари никогда не было, всё лучшее доставалось Лене. Она полвечера крутилась перед зеркалом, прежде, чем аккуратно повесить блузку в шкаф.
На следующий день, когда Варя вернулась из магазина, куда бегала за овощами для ужина, Лена ехидно улыбнулась, бросив взгляд на кровать. Та самая блузка превратилась в тонкие ленточки, которые Лена небрежно из неё вырезала.
Сестре тогда крепко досталось, долго она потом синяками сверкала, прикрывая их длинными рукавами. Зоя, конечно, не оценила воспитательных мер старшей дочери, и Варе тоже влетело.
А на следующий день Зоя собрала вещи Вари и отвезла к двоюродной сестре в город
- В школе я договорилась, контрольные вы уже все написали, - сказала Зоя. - А на экзамены сама приедешь, автобусы каждые три часа ходят.
- Избавляешься от меня?
- А с тобой по-другому не получается, дикая ты.
Тётя Дуся была большая и мягкая, похожая на кекс. Даже пахла всегда ванилью. Пока Варя была маленькая, она часто приезжала в гости и привозила красивые куклы и фломастеры, которых в посёлке было не найти. Потом заболела, и перестала ездить, было не до этого.
Первый вечер Варя весь проревела от обиды, но со временем привыкла и даже полюбила их тихую жизнь вдвоём. Она сдала экзамены, поступила в университет, и научилась печь вкусную выпечку по рецептам тёти Дуси.
- Эх, Варька, не туда ты свою энергию растрачиваешь, - вздыхала тетя Дуся. - У тебя настоящий талант.
- Да какой талант? - смеялась Варя, - торты печь?
- Вот ты смеёшься, а так не каждый может! Не бухгалтером тебе надо быть, а кондитером!
- Это скорее хобби, а не работа, - говорила Варя, украшая очередной торт красивыми золотыми листиками. - А бухгалтер - это надёжно.
В этом творчестве Варя нашла отдушину
Она могла часами придумывать идеи для украшений, а потом воплощать их в жизнь. Дуся сама покупала все ингредиенты, чтобы Варя пекла. Им с тётей Дусей и жизни бы не хватило, чтобы всю это красоту перепробовать, поэтому угощали соседей. Иногда Дуся звонила подругам, которые с удовольствием покупали пирожные для внуков.
А потом одна из соседок попросила испечь торт для внука, соорудив на верхушке машинку. С неё и пошёл слух, что Варя - настоящий талант.
Заказы брала с удовольствием, клиенты оставались довольны. Да и с деньгами стало проще. Мать Вари финансово никак её не поддерживала, считая, что двоюродная сестра не чужой человек, а значит, племянницу всегда накормит.
- Ну, всё! Ещё одно достижение в копилку, - Варя гордо положила на стол диплом. - Осталось придумать, что с этим добром делать.
- Варька, ну в любой фирме бухгалтер нужен, это основа основ! - заявила тётя Дуся, деловито подняв вверх указательный палец. - А у нас с тобой дело намечается!
- Это какое же?
- Кондитерскую откроем! Маленькую, но самую вкусную в городе!
- Тёть Дусь, да вы хоть представляете, сколько это стоит? Нам с вами даже на стол от этой кондитерской не хватит, - смеялась Варя.
Но, у тёти Дуси был припрятан козырь в рукаве
Дача, которую она последние лет пять хотела продать, но всё никак не решалась. Сама не понимала, чего она его так жалела, не ездит ведь туда уже давно. А теперь поняла, что именно для этого и не продала, видимо.
Так и появилось у них своё дело, которое приносило и радость, и доход, пусть пока совсем небольшой.
За последние три года Варя бывала дома нечасто. Но, как только стала жить отдельно, общение с матерью и сестрой стало спокойное. Пусть без любви и поддержки, но зато и без ссор.
* * *
Когда Зоя позвонила Варе сообщить, что собирается отправить Лену жить к ним, она опешила. Лена с трудом закончила школу, никуда не поступила, и каждый раз, когда Варя приезжала, сестра становилась всё безразличней к любым занятиям.
- Совсем Леночка здесь пропадёт, - причитала Зоя. - Не дай Бог ещё старой девой останется, а я ведь не вечная.
- А здесь она что будет делать? - удивлялась Варя. – Так же лежать в кровати с телефоном?
- Почему лежать? Вы же с Дусей теперь предприниматели, вот и возьмите её к себе на работу.
- Кем? Она хоть что-то умеет?
- А ты научи! Она твоя сестра, между прочим!
Варя ходила злая, как черт. Злилась так, что из рук всё сыпалось. Только Лены ей здесь не хватало. Характер у неё ни капельки не изменился, а снова жить в ежедневных скандалах совсем не хотелось.
Вечно спокойная, как танк, Дуся, предлагала не нервничать, а заниматься своими делами. Сестру предложила доверить ей, она сама разберётся.
Лена приехала в воскресенье. Она вальяжно вошла в квартиру на огромных каблуках, осмотревшись и одобрительно кивнув. Они поужинали, договорившись, что с утра поедут в кондитерскую все вместе.
- Вы обе сумасшедшие?
Выпучив глаза, взвизгнула Лена, когда тётя Дуся торжественно поставила перед ней ведро со шваброй. - Это вы меня уборщицей нанять собирались?
- Милая, ну так карьерный рост всегда с низов начинается, - спокойно ответила Дуся. - Вот годик поработаешь, покажешь себя, мы тебя повысим.
- У родной сестры и тётки поломойкой? Нет уж, сами мойте. А мне что-нибудь получше дайте.
- Это единственная вакансия пока, - улыбнулась Дуся. - Если готова, приступай.
- И не подумаю! Я прямо сейчас матери позвоню! - кричала Лена сестре.
- Лен, мне уже не 15, что она мне сделает? - рассмеялась Варя. - У тебя нет образования, ты ничего не умеешь - любой труд для тебя каторга. Кем, ты думала, мы можем тебя здесь устроить?
Лена развернулась на своих высоких каблучках и пошла прочь. Раз с работой не получилось, она решила отдыхать. До обеда спала, ела то, что было дома, а потом гуляла до вечера, разглядывая витрины магазинов.
Но в конце недели Дуся снова поставила перед ней ведро со шваброй, и попросила прогенералить квартиру, пока они с Варей будут продуктами закупаться. Лена, конечно, возмутилась, фыркнув, что не собирается для них тут домработницей быть.
- Леночка, у нас у каждой есть обязанности, мы так и живём, - сказала Дуся. - А если тебе условия не подходят, то езжай домой.
- Это вы меня гоните, что ли? - уставилась Лена на тётку. – Ну, точно пора матери звонить!
- Да я ей уже сама позвонила, - улыбнулась Дуся. - Сказала, чтобы ждала тебя обратно.
Лена в ярости пнула пустое ведро, и потопала в комнату, закрывшись там. А потом вышла в красивом платье, с чемоданом, и ушла, не попрощавшись.
Как только добралась до дома, Зоя принялась звонить сначала Варе, а потом Дусе. Месяц не стихали упрёки и скандалы, но со временем становились всё реже, пока не прекратились совсем.
А жизнь Вари и её тёти вошла в привычное русло. Ни Зоя, ни Лена с тех пор с ними не общаются.
______________